Художественные особенности лирики С. Есенина Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 посёлка МостовскогоНестеренко В.Н.
Цели урока: 1. Показать народность творчества С.А.Есенина2. Определить значение цветописи в поэзии С.Есенина3. Выявить сквозные образы есенинской лирики
« Я сердцем никогда не лгу»
Яблоневым цветом брызжется душа моя белая, В синее пламя ветер глаза раздул. Ради Бога, научите меня, Научите меня, и я что угодно сделаю, Сделаю что угодно, чтобы звенеть в человечьем саду.
Край родимый! Сердцу снятся…
Я хотел бы затеряться В зеленях твоих стозвонных
Метафоры -олицетворения «поёт зима – аукает», «луна стелила тени»,«отелившееся небо // Лижет красного телка»,«стережёт голубую Русь//Старый клён на одной ноге», «улыбнулись сонные берёзки»,«слухаютракиты посвист ветряной», «тёмным елям снится гомон косарей», «пригорюнились девушки-ели», «черёмуха машет рукавом», «тучи бродят за овином», «не от холода рябинушка дрожит».
Эх, берёза русская! Путь-дорога узкая. Эту милую, как сон, Лишь для той, в кого влюблён, Удержи ты ветками, Как руками меткими. «Вижу сон. Дорога чёрная…»
Прибрела весна, как странница,С посошком в лаптях берестяных.На берёзки в роще теневойСерьги звонкие повесилаИ с рассветом в сад сиреневыйМотыльком порхнула весело
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом,Точно серебромНа пушистых веткахСнежною каймойРаспустились кистиБелой бахромой.
В роще по берёзам Белый перезвон
Аллитерация – повторение в стихаходинаковых, созвучных согласных звуков. «Звонкой позолотой взвенивает лес»
Ассонанс – повторение однородных гласных звуков. Поёт зима – аукает,Мохнатый лес баюкаетСтозвоном сосняка
И горит в парче лиловой Облаками крытый лес.
Люблю до радости и болиТвою озёрную тоску.
Выткался на озере алый свет зари
Несказанное, синее, нежное…
…Алый мак в небесной черни.
Страна берёзового ситца
Особенности лирики 1. Одушевлённость природы2. Приближенность к фольклору3. Присутствие звуковых образов4. Цветопись.
Отговорила роща золотая …