План лекции: Литературно – общественная борьба второй половины 19 в..Особенности литературного процесса второй половины 19 в..Реализм как литературно – художественное направление.
Художественные открытия русской литературы IIпол.XIXв. И мы, как Янус или двуглавый орёл, смотрели в разные стороны в то время, как сердце билось одно. А. Герцен
Петр Яковлевич Чаадаев появление в московском журнале «Телескоп» «Философического письма» (осень 1836г)«Это был выстрел, раздавшийся в тёмную ночь; тонуло ли что-то и возвещало свою гибель, был ли это сигнал, зов на помощь, весть об утре или о том, что его не будет, - всё равно надо было проснуться». А.И. Герцен
Западники «Замкнутая личностьзападного человека удивляет односторонностью. Он всегда доволен собой. Он никогда не забывает личных видов» Тем не менее, западники полагали, что именно западноевропейский путь – наиболее естественный и разумный для РоссииПредставители: А.И. Герцен, И.С, Тургенев, В.Г. Белинский Н.Огарёв, В.П.Боткин, П.В.Анненков…
Как отразились их взгляды в литературе? Западники 40-х годов усиленно развивали жанр путевого очерка, записок, посвященных путешествиям в западноевропейские страны. Эти произведения знакомили русского читателя с новейшими политическими течениями и научной мыслью Европы.Журналы «Отечественные записки», «Современник».
Славянофилы Надо освободить здоровую народную природу от вредных случайных наслоений, и тогда «мы будем продвигаться вперёд смело и безошибочно».Отдавая должное европейской культуре, они утверждали право России на особый самобытный путь развития, в корне отличающийся от западного. Представители:В.И. Даль, А.С. Хомяков,И.В. Киреевский…
Как отразились их взгляды в литературе? Славянофилы придавали большое значение изучению произведений народного творчества (собирали песни, сказки, пословицы и поговорки).Журналы «Москвитянин», «Русская беседа»
«Почвенники» выступали против крепостного дворянства и бюрократии, призывали к слиянию образованности и её представителей с началом народным и в этом видели залог прогресса России. Они высказывались за развитие промышленности, торговли, за свободу личности и печати.Принимая «европейскую культуру», они одновременно обличали «гнилой Запад» – его буржуазность и бездуховность, отвергали революционные, социалистические идеи и материализм, противопоставляя им христианские идеалы.Представители: братья Достоевские, А.Григорьев, И.СтраховЖурналы: «Время», «Эпоха»
Отношение к крепостному праву революционно-демократическоенаправление:путь крестьянскойреволюции либерально-просветительское направление:критикасамодержавия, путь реформЛиберализм?Социализм?Нигилизм?
Спор о роли искусства и писателя «гоголевское» направление«пушкинское» направлениеЛитература должна быть социально ориентированаГлавное в творчестве –само творчество«социально-критическое искусство»«чистое искусство»
разнообразиетем в прозе жанров,развитиежанраромана типов, характеров личности самого писателя, его идейСвое-образиелитера-турыкритики,журналистики,публицистикиособая роль
Роман – ведущий жанр литературы этого периода Идеологический, социально-психологический роман (Ф.М. Достоевский);Социально-политический роман, «утопия»(Н.Г. Чернышевский);Социально-философский роман (И. С.Тургенев);Сатирический роман, «антиутопия» (М.Е. Салтыков-Щедрин);Роман-эпопея (Л.Н. Толстой)
Реализм. (от лат.«вещественный») – художественный метод в литературе и искусстве. Определение Ф. Энгельса: «реализм предполагает, помимо правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах»
Этапы развития реализма: Просветительский (Д.И. Фонвизин, А.Н. Радищев, И.А. Крылов);«Синкретический», т.е. сочетающий реалистические и романтические мотивы (А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов);Критический, отличающийся обличительной направленностью (И.А. Гончаров, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, А.Н. Островский и другие писатели 2-ой половины 19в.)