Языческие славянские божества в произведениях Н.В.Гоголя и в «Слове о полку Игореве»
Цели работы:- пробудить интерес к славянской языческой мифологии;- собрать и классифицировать материал по языческим славянским божествам;- проанализировать «Слово о полку Игореве» на предмет использования автором образов славянских богов;- выявить, какие образы славянских божеств использовал в своих произведениях Н.В.Гоголь;- дать характеристику мифологическим образам.
Пути развития славянского язычестваплемена верили- в силы космоса и природы;- в души умерших предков и в духов (одухотворённые силы);- в Рода и Рожаниц;- в тотемных животных пращуров.
Боги древних славян- наиболее древние неперсонифицированные – Род и Рожаницы; позже персонифицировались: Яровит, Световид, Ругевит, Дидилия, Зизя и др. - неперсонифицированные: берегини: Дед, Баба-Яга, Златая Баба, Златая Мать, Макошь, Домовой, Спорынья, Баюнок, Отеть, Окоёмы, Банник, Злыдни, Леший, Русалка; бесы, шишиги, оборотни, чудо – юдо и др.
В «Слове…» Боян именуется внуком Велеса. Велес – один из древнейших славянских богов
Хорс (круглый) – божество солнца
Языческие славянские божества в произведениях Н.В.Гоголя- неперсонифицированные: русалка – древнейший вид берегини, жившей в воде; чёрт – значит проклятый, перешедший черту, границу; леший – лесное божество, охранявшее людей в лесах; нетопыри и упыри – мертвецы, нападающие на людей и животных; лукавый – согнутый и искривлённый, как лук, и таков же внутренне, что главное; бесовский человек – человек без совести; ведьма – женщина, наделённая способностями воздействовать на природу и человека и совершать сверхъестественные поступки; колдун – мужчина, заключивший договор с нечистой силой, наводит порчу на людей и скот.