Японская средневековая литература 1. Литература Хэйана 1.1. Дневниковая проза 1.2. Моногатари 2. Литература эпохи Камакура и Муромати 3. Городская литература позднего средневековья
Хэйан (794-1192) Центром культуры была столица Хэйан-кё - «Столица мира и покоя» (нынешний Киото), устроенная по китайскому образцу. Население – 100 тыс. человек, из них к аристократии принадлежала десятая часть. По форме правления- сословно-иерархическое государство, где власть принадлежала родовой аристократии. Велика была роль регента (кугё), как правило – из рода Фудзивара. Из этого же рода были все императрицы. Практиковалась система инкэ -отречение от трона императора в пользу сына в достаточно молодом возрасте.
Хэйан Существовали как частные, так и государственные школы, и даже университет для высшей знати – Дайгакурё. Наиболее престижным был факультет «китайских наук», где изучали 6 конфуцианских дисциплин: ритуал, музыку, литературу, математику, стрельбу из лука, управление колесницей. К IX в. было известно 1600 названий китайских книг. Китайская философия и литература были основой образования.
Японская поэзия Классическая японская поэзия связана со становлением вака – «японской песни», в эпоху Хэйан (794-1192). Главный памятник – антология Кокинвакасю – «Собрание старых и новых песен Ямато». Составлена по указу императора, включает 1100 стихотворений в 20 свитках. Хронологические рамки – VIII-Х вв. Главный составитель: Ки-но Цюраюки. Разделы: времена года, любовь, разлука, странствия, славословия, скорбь, а также «разные песни».
Кокинвасю «Песни страны Ямато прорастают из семян людских, обращаясь в бесчисленные листья слов. Все помыслы, что лелеют люди в сердце, все, что видят и слышат – все высказывают в словах. Слушая трели соловья, что распевает среди цветов, или голоса лягушек, обитающих в воде, понимаем мы, что каждое живое существо слагает свои песни. Поэзия без усилия приводит в движение Небо и Землю, пробуждает чувства невидимых взору богов и демонов, смягчает отношения между мужчиной и женщиной, умиротворяет сердца яростных воителей. Песни эти родились с появлением Неба и Земли»
Хэйан К IX веку контакты с Китаем были ограничены, и начинается развитие национальной литературы. Кукай (?) создал первую японскую азбуку хирагана. Возрождается поэзия вака - японская песня. Распространение буддизма: идея кармы – воздаяния за содеянное, идея бренности жизни, мимолетность ускользающей красоты, умение наслаждаться кратким мигом бытия. Основная эстетическая категория – моно-но аварэ – «печальная красота вещей».
Хэйан Поэзия играла важнейшую функцию социальной коммуникации, формировала стиль жизни. При дворе были популярны поэтические турниры: кудай-вака - слагались пятистишия на заданную тему, обычно из китайского стихотворения. Утаавасэ – поэтическое состязание двух команд. Эавасэ – слагали стихи на темы картин, показанных противником. Сочиненные стихи складывались в антологии. В Кокинвакасю входят несколько десятков стихотворений из поэтических турниров. Знать стихи и уметь их сочинять было очень престижно (история госпожи Сэнъёдэн).
Проза Дневники – никки (поденные записи) -впечатления, размышления о жизни, воспоминания, путевые заметки. Первый - «Тоса никки» - «Путешествие из Тоса в столицу» - написан поэтом Ки-но Цураюки от лица женщины
Проза Кагэро-никки - «Дневник эфемерной жизни». Автор – Митицуна-но хаха. Охватывает период 954-974гг. Автор – главный герой повествования, в котором соединяются собственно дневниковые и мемуарные записи. Другие люди – через призму авторского восприятия. События описываются от начала до конца, даже если они растянуты по времени. Повествование и главный герой неразделимы. Очень глубокая степень рефлексии.
Проза Сарасина-никки - «Одинокая луна в Сарасина». Автор – «Дочь Такасуэ». XIв. О чем: путешествие в столицу, отроческое увлечение романами, первые потери, жизнь в родительском доме до замужества, служба во дворце, паломничество, смерть мужа, одинокая старость.
Проза Дзуйхицу – «вслед за кистью» - эссе. Особенность жанра: записывать все, что придет на ум, будь то воспоминание, неожиданная мысль, бытовая сценка, раздумья о жизни – легко, непреднамеренно, непредвзято. Родоначальница жанра – Сэй-Сёнагон , автор «Макура-но соси» - «Записок у изголовья» , XIв. Эстетический принцип – окаси, внешняя красота, радующая сердце. Текст разбит на фрагменты - даны, в свободном сочетании. Главное – мимолетное впечатление.
Проза Романы – моногатари («говорят вещи»). Источники японского романа – денки, сказки и буддийские легенды. (О старике Такэтори, о прекрасной Отикубо). Ута-моногатари – повествование со стихами. Самый известный роман - «Гэндзи-моногатари», автор – Мурасаки Сикибу, начало XIв.
Проза В романе сочетаются сказочные мотивы с реалистическим повествованием, с глубоким психологизмом. Сказка -чудесное рождение принца, его необыкновенная красота (прозвище – «Хикару»- блистающий). Предсказание необычной судьбы, происки мачехи, злые духи.
Проза Героических, рыцарских характеров нет, роман состоит из любовных историй. Обозначен конфликт личности и ее социальных обязательств. Даже после преодоления юношеских заблуждений, Гэндзи вынужден переживать их последствия (карма). Композиция -цикличная
Поэзия Сайгё (1118-1190). «Сайгё творил стихи, а другие их сочиняли». Авторский сборник- «Горная хижина». Буддист школы Сингон. Новые проблемы, новое видение мира. Не «печальное очарование», а «полная гибель всерьез». Пейзаж -из условно-декоративного превращается в реалистичный. Эстетический принцип – югэн - «сокровенная красота, не до конца явленная взгляду».
Камакура (1192-1333) Ориентация на самурайское сословие, междоусобная борьба кланов Тайра и Минамото, перенесение столицы из Хэйана в Камакура изменили отношение к литературе. Дзуйхицу -через двести лет после Сэй-Сёнагон - Камо-но Тёмэй пишет «Ходзёки» - «Записки из Кельи» (1212г.), в стиле «парча из лоскутков», т.е. опираясь на высокую культуру прошлого, но темы иные: жестокость жизни, огрубление нравов, непрочность бытия, желание уйти от мира.
Проза Подвиги самураев воспевались в гунках -воинских сказаниях. Их передавали бродячие певцы - «бива-хоси» - «монахи с лютнями». В XIIIв эти рассказы составили основу для книги (постклассический эпос) – Повесть о доме Тайра. «Юкинага сложил сказания, Сёбуцу-монах записал».
Муромати (1333-1573) Дзуйхицу: Кэнко-хоси, «Записки от скуки» - «Цурэдзурэгуса». Широта, раскованность, внутренняя свобода, стремление к совершенству. Романы: «Сказание о Ёсицунэ» -XVв, аноним – переосмысление самурайской традиции Театр Но (XIV-XVвв.)
Гэнроку (1688-1703) XVI-XVIIвв - расцвет городской культуры Новеллы Ихара Сайкаку (1642-1693) – «рассказы о бренном мире» - укиёдзоси Театр Кабуки; автор – Тикамацу Мондзаэмон (1654-1724) Поэзия Мацуо Басё (1644-1694)
Басё – хокку, трехстишия. Эстетическая категория – саби - «печаль одиночества» Ваби – «бедность», аскетическая простота Сибуми – «горечь переживаемых мнгновений» Каруми – легкость в изображении серьезных вещей Фуэки рюко – восприятие вечного в изменчивом и непостоянном.
Басё На голой ветке Ворон сидит одиноко Осенний вечер Осень уже пришла!- Шепнул мне на ухо ветер Подкравшись к постели моей