И.С. Шмелев. (1873-1950г.) Комплексный анализ главы «Егорьев день» из романа «Лето Господне» «Лето Господне» запечатлело образ дореволюционной Москвы, в которой прошли детство и юность писателя. Роман состоит из 3 частей: «Праздники», «Праздники – Радости», «Скорби». Глава «Егорьев день» входит во 2 часть .
Цель урока:анализ главы «Егорьев день»Задачи урока:-развитие навыка комплексного анализа художественного текста,углубление знаний по теме «Лексика»,воспитание интереса к русской лексике.Ключевые слова: художественный мир, поэтика, просторечие, устаревшая лексика, комплексный анализ текста.
Лексика рассказа «Егорьев день» «Язык Шмелева приковывает к себе читателя с первых же фраз», - писал И.А.ИльинПросторечные слова и выражения2. Устаревшая лексика (историзмы и архаизмы)3. Язык народной песни
Вопросы для обсуждения.Что вы узнали о русском писателе И.С. Шмелеве и его романе «Лето Господне»?О каком празднике повествуется в главе «Егорьев день», что это за праздник?Какова роль просторечной лексики в рассказе?Какова роль устаревшей лексики?Какую смысловую нагрузку несет в повествовании народная песня?Каково значение романа (повествования в рассказах) для сегодняшнего читателя?
В главе «Егорьев день повествуется о весеннем Егории, который праздновали 6 мая. В русском земледельческом календаре говорится, что на Егория скотину выгоняли в поле. Крестьяне верили, что Егорий сам выезжает в поле на белом коне и пасет скот. «Святой Георгий (Егорий) красную коровку на красную горку пригнал».
Просторечная лексика выполняет характеризующую и оценочную функции.Через просторечную лексику выражены чувства и переживания жителей Замоскворечья:«Когда обрывалась песня, и пастух переводил дыхание, слышались голоса:Вот это ма-стер! – вот доказал-то себя…ма-стер… И откуда в нем духу столько!»
Устаревшая лексика используется для создания портретов персонажей и для характеристики их быта.«Под Егорьев день к нам во двор зашел парень, в лаптях, в белой вышитой рубахе, в синих портах, в кафтане внакидку и в поярковой шляпе с петушьим перышком. Оказалось – пастухов работник…»
Мотив русской песни – сквозной в романе «Лето Господне».В песне народ выражал отношение к миру, свои переживания.В рассказе «Егорьев день» есть 2 песни: одна веселая, обрядовая в честь праздника, а вторая грустная, про сиротскую долю.
Итоги урока.Шмелев видит и изображает своих персонажей из глубины народной жизни. Мастер слова и образа, писатель создает незабываемые картины русского быта Х1Х столетия, русских праздников. Повествование ведется от лица и через восприятие ребенка, для которого Замоскворечье явилось счастливой колыбелью.
Домашнее задание1.Прочитайте следующую главу «Радуница», ответьте на вопросы:-Что вы узнали о народном празднике Радуница?Почему глава начинается изображением утра и «райского света»? Каким показан отец Вани?Какими цветовыми образами выражен мотив жизни и смерти в этой главе?
2.Напишите сочинение – рассуждение «Проблема сохранения культурного и духовного наследия» (Надо ли помнить о том, каким был язык наших предков , их вера и образ жизни?). Объем сочинения – не менее 200 слов.