И.А. Бунин10 (22) октября 1870,— 8 ноября 1953русский писатель; прозаик, поэт, переводчик.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в Воронеже в бедной дворянской семье. Детство Бунина прошло как в Воронеже, так и в наследственном поместье недалеко от Ельца.
В 1881 году Иван Бунин поступил в Елецкую гимназию, но в 1886 году оставил ее, так как в семье не хватало денег для оплаты обучения. Домашнее образование Бунина прошло под руководством его старшего брата Юлия.
В 1891 году Бунин опубликовал свой первый сборник стихов, в 1896 году издал перевод поэмы американского поэта Г.Лонгфелло "Песнь о Гайавате", в 1901 году вышел поэтический сборник Бунина "Листопад".
В 1903 году Иван Бунин стал лауреатом Пушкинской премии Петербургской академии наук. В 1909 году он удостаивается второй Пушкинской премии, Бунина избирают почетным академиком. Широкое признание пришло к Бунину после выхода в 1910 году его повести "Деревня" и в 1911 году повести "Суходол".
Октябрьскую революцию Иван Алексеевич Бунин не принял, в 1920 году он вместе с женой В.Н.Муромцевой отправился в Константинополь, а затем во Францию, где в Грассе и Париже и провел оставшуюся жизнь.
В 1925 году Бунин опубликовал труд "Окаянные дни", написанный еще в 1918 году и посвященный событиям Октябрьской революции. В том же 1925 году вышла повесть Бунина "Митина любовь", в 1927 году - книга рассказов "Солнечный удар", в 1929 году - "Божье древо".
В 1933 году Бунину присуждают Нобелевскую премию.В годы Второй мировой войны писатель жил в Грассе, в своем доме он прятал от гестаповцев евреев.
В последние годы жизни Бунин работал над книгой о А.П.Чехове, которого считал своим литературным учителем.8 ноября 1953 года в Париже Иван Алексеевич Бунин скончался.
Смерть ради жизниПо рассказу И.А. Бунина «Лапти»
Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»?А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.Как вы думаете будет связана тема урока с названием рассказа?
Цель: проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни»Весь рассказ мы читать сразу не будем. А будем читать с остановками.IV Осмысление содержания. Чтение учителем до первой остановки. (до слов …ужас дойти!)1-я остановка-С какими героями вы познакомились?+Больной ребёнок, Нефёд, барыня, муж.
+Вьюжной зимой.- Какая стоит погода и сколько дней? Найдите описание в тексте.Фуксин – красная анилиновая краска; широко применяется для окрашивания волокон, текстильных изделий, кожи.
+ Эпитет – «непроглядная вьюга»- Что просит больной ребёнок?+ Пятый день несло непроглядной вьюгой.- Какое художественное средство использует автор в 1-ом предложении?
+ Больной ребёнок просит красные лапти.- Как вы думаете, где мог видеть лапти сын барыни? + У крестьянских детей.- Правильно. Крестьянские дети носили лапти, летом чаще всего бегали босиком, валенки были роскошью, если и были, то одни на несколько детей.- Ребята, как вы поняли, кем в доме барыни был Нефёд?
+ Нефёд был слугой.- Каким вы его себе представляете? (устное словесное рисование) + Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки, работящий, серьёзный… - Какие отношения были у Нефёда и барыни? Почему вы так решили?
+ Добрые. Она называет его Нефёдушкой.- Как вы думаете пойдёт ли Нефёд в Новосёлки до которых шесть вёрст? - Об этом узнаем из следующего отрывка.(читаем до слов …степном море)2 остановка.- Ребята, пошёл ли Нефёд в Новосёлки?
+ Да.- Что взял с собой Нефёд? Для чего? + Он взял с собой кнут, потому что знал о том, что в дороге могут встретиться волки, собаки. Использовал как средство опоры в метель- Знал ли Нефёд, что в такую погоду может не добраться до Новосёлок?
+ Догадывался.- Но почему это его не остановило? Какие черты характера проявляются в нём? + Он был человеком слова. Это был добрый, мужественный, смелый человек. - Ребята, как вы думаете, что происходило в доме в отсутствие Нефёда?
- Об этом мы узнаем в следующем отрывке. Читаем (до слов…стук в окно)- Переживали ли домашние о Нефёде? + Да, конечно. И от этого ночь казалась ещё страшней.
Думали, что он остался переночевать у знакомых, что придёт только к обеду завтрашнего дня.- Как автор показывает, что в доме в отсутствие Нефёда было неуютно. Зачитайте из текста. + Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что теперь там, в поле, в бездне снежного урагана и мрака.- Как вы думаете, почему Бунин называет стук в дверь «зловещим»?
+ Он предвещает что- то плохое.- Так ,что же произойдёт дальше? Об этом мы узнаем из последнего отрывка. читаем 3- я остановка- Почему автор назвал этот стук зловещим?
+ Так как привезли мертвое тело Нефёда.- Можно ли сказать, что своей смертью Нефёд спас мужиков? + Да. Раскопав Нефёда, мужики поняли, что жильё близко.- Как вы думаете, увидев заветные лапти, мальчик выздоровеет?
+Да. Ради жизни мальчика.- Я тоже с вами согласна, так как на Руси было народное поверье, что если выполнить заветное желание больного, он выздоровеет. Можно ли сказать, что Нефёд совершил подвиг? А ради чего?
- Ребята, как вы думаете, что хотел сказать автор этим рассказом? + Мы должны помнить о других людях, заботиться о них, уметь сострадать, оказывать помощь больным людям, близким людям.-Только ли жизнью можно жертвовать ради людей?
– Вывод: Рассказ занимает одну страницу, а какой он ёмкий по содержанию.+ Нет. Можно личным временем, вещью, спокойствием, комфортом.
Домашнее задание:1)подготовить рассказ о творчестве И.А. Бунина;пересказ рассказа «Лапти»2) составить характеристику Нефёда;
Используемая Литература: http://referat.mirslovarei.com/d/235797/http://ursa-tm.ru/forum/index.http://skidki-i-akciy.kiev.ua/… http://blog.kp.ru/users/426515… http://www.vestnik57.ru/page/n…