И. С. Тургенев «Стихотворения в прозе» …что за гуманность, что за теплое слово при простоте и радужных красках, что за грусть, покорность судьбе и радость за человеческое существование. П. В. Анненков
Жанровая специфика стихотворений в прозе Чем отличается проза от поэзии?Что общего у стихотворений в прозе с поэзией и прозой?Миниатюрность формы, краткость текстаБогатое использование изобразительно-выразительных средствЭмоциональность повествованияРитмизированность, музыкальностьЛирический герой – субъект переживания и объект изображения
История создания стихов в прозе Тургенев обратился к этому жанру в конце жизни. Его волнуют коренные вопросы бытия, он ставит и пытается решить их в своих стихотворениях. Вначале он хотел дать им общее название «Посмертное», потом «Старческое».
Контраст – основной мотив стихотворений в прозе Каким настроением проникнуты стихотворения?1 группа «Воробей», «Мы еще повоюем!»2 группа «Без гнезда», «Песочные часы»3 группа «Стой!», «Nessum maggior dolore»(«Нет большей скорби»)
Итоги анализа стихотворений 1 группа – светлые, оптимистичные, радостные, благоговейные чувства2 группа – печальные, ностальгические, пессимистичные, трагичные, грустные3 группа – соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматическое, радостное и печальное
Вывод: сквозным мотивом тургеневского цикла является контраст, который проявляется во всем цикле, так и в отдельном произведении Подтвердите вывод словами из стихотворений«Мы еще повоюем!» «Я поглядел, засмеялся, встряхнулся – и грустные думы тотчас отлетели прочь: отвагу, удаль, охоту к жизни почувствовал я»«Без гнезда» «И не пора ли и мне упасть в море»«Стой!» Счастье, блаженное сознание красоты и щепотка пепла, отблеск вечности
Основные контрастные мотивы и образы Молодость и …Любовь и …Вера и …Борьба и …Трагичное и …Светлое и …Жизнь и …Миг и …Прошлое и …
Написание даймонда Цель – акцентировать внимание на богатстве смыслов антитез в творчестве Тургенева Даймонд – особая форма творческой работы. Даймонд состоит из 7 строк. 2 существительных (первая и последняя строки) выражают 2 противоположных понятия. Вторая и шестая строка – 2 прилагательных или причастия, раскрывающие признаки существительного. Третья и пятая строка – 3 глагола, которые выражают действие. Центральная строка состоит из 4 слов, причем первые два характеризуют первое существительное, вторые два - второе
Например РадостьСветлая, лучезарнаяПоглощает, уносит, зоветРадость жизни и беспощадность смертиРазрушает, губит, лишаетУбивающее, ужасающееГоре Мечта Волшебная, прекрасная Светит, манит, зовет Неожиданно мечту затмевает тревога Она губит, пугает и жжет. Ах, эта дерзкая, жестокая Реальность
Самостоятельная работа ЛюбовьВечная, нежнаяРождается, цветет, вдохновляет.Любовь побеждает даже смерть.Отнимает, убивает, пугаетХолодная, мрачнаяСмертьМолодостьКрасивая, беспечнаяЖивет, влюбляется, надеетсяМолодость счастлива, старость жестока.Угасает, отнимает, маетсяГорькая, безысходнаяСтарость
«Как хороши, как свежи были розы…» Стремление приостановить течение времени, запечатлеть прекрасное мгновение прошлого – свойство человека, понимающего подлинную ценность красоты мира.Мотивы неотвратимого хода времени, смерти, одиночества, памяти, поиска утраченной красоты и гармонии сплелись в этом стихотворении воедино.Удивителен интонационный и ритмический рисунок стихотворения: он похож на мелодию, которая звучит то тихо, то звонко, то скорбно, то нежно, то трагически и постепенно затихает, уходит в небытие.Рефреном, своеобразным аккордом звучит строка «Как хороши, как свежи были розы…». В сочетании согласных звуков улавливается противопоставление по глухости-звонкости рождает особенную музыкальную фразу, полную печали, тоски по прошлому, его красоте. Рефрен делит стихотворение на своеобразные строфы и окольцовывает произведение.Форма прошедшего времени сказуемого заставляет читателя задуматься о том, что все на свете проходит, пройдет и твоя жизнь, которая также недолговечна, как и прекрасный цветок, заставляет вспомнить слова из книги пророка Еклизиаста: «Всему свое время… Время жить и время умирать…»
Интерпретация стихотворения «Как хороши, как свежи были розы…» Прием рефрена (повторения) связывает образы прошлого и настоящегоКакие абзацы повествуют о прошлом? 1, 3, 5 абзацыКакие абзацы говорят о настоящем? 2, 4, 6 абзацы Как представлен мир прошлого в словах – доминантах? Звуки запахиРовно дышит, бьется мое сердце пахнет резедой и липойВеселый шум, молодые добрые голосаЛаннеровский вальс, воркотня самовара Люди природаДевушка, я, 2 русые головки летний вечер, небо, первые звезды
Общее настроение при описании прошлого Автор подчеркивает, насколько дороги ему эти воспоминания о молодости, о людях, с которыми он общался.Звуки слышащейся музыки передают душевное волнение и состояние влюбленности лирического героя.Ностальгические воспоминания наполняют героя радостью и печалью.
Мир настоящего Холод темнота свеча звуки
вывод Мир прошлого раскрывается через образы лета, тепла, людей.Мир настоящего – это зима, холод, одиночество
Воспоминание безмолвно предо мной Свой длинный развивает свиток.А. С. Пушкин Какова основная мысль стихотворения?Человеку не дано остановить мгновение, но именно из них складывается вечностьКаждый человек помнит все хорошее, что случилось с ним, до конца жизниВсе постепенно угасает, и только воспоминания могут осветить твою душуКак бы ни была тяжела жизнь, в ней было много прекрасных моментовКогда у тебя есть воспоминания – темнота не страшнаВоспоминания – это мостик между живыми и мертвыми
Домашнее задание Попробуйте написать свое стихотворение в прозе, соблюдая его основные признаки.Желаю удачи!Презентация составлена Велиевой Н. С. , учителем МОУ сош №6 г.Приволжска Ивановской области по материалам Вологжаниной В. В. И.С. Тургенев «Стихотворения в прозе»; Ануфриевой А. М. О стихотворении И. С. Тургенева «Как хороши, как свежи были розы…». – Приложение к журналу «Литература в школе», №10-2008