Ганс-Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе во втором по величине городе Дании. В ту пору это был провинциальный городок с едва ли семью тысячами душ населения.На наш сегодняшний взгляд, это немного. Но по тем временам Оденсе был солидным городом, одним из крупнейших в стране после Копенгагена. На центральных улицах стояли роскошные дома богатых купцов и помещиков. На окраинах селился бедный люд. По улицам бродили толпы бездомных, они переходили от одного дома к другому и просили милостыню. Ганс-Христиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в Оденсе во втором по величине городе Дании. В ту пору это был провинциальный городок с едва ли семью тысячами душ населения.На наш сегодняшний взгляд, это немного. Но по тем временам Оденсе был солидным городом, одним из крупнейших в стране после Копенгагена. На центральных улицах стояли роскошные дома богатых купцов и помещиков. На окраинах селился бедный люд. По улицам бродили толпы бездомных, они переходили от одного дома к другому и просили милостыню. Семья была небольшая: отец - Ханс Кристиан Андерсен - старший - башмачник, мать - Анн-Мари - прачка. И был у них мальчик - худенький, тщедушный, с прозрачными голубыми глазами.
Позже, будучи уже зрелым писателем Андерсен напишет сказку, "Ребячья болтовня" в которой опишет историю знаменитого датского скульптора Бертеля Торвальсена. В сказке дети хвастаются друг перед другом, подражая взрослым. "Из тех, чья фамилия на "сен", никогда ничего путного не выйдет!". Фамилия бедного мальчугана тоже кончалась на "сен". Однако мальчик был убежден: в жилах у него течет самая "настоящая кровь"!Через несколько лет этот мальчик стал знаменитым скульптором. А рассказал обо всем этом в сказке человек, фамилия которого тоже кончается на "сен"Ханс Кристиан Андерсен. Самому сказочнику не раз приходилось сталкиваться с презрением и пренебрежением к себе. Ему не раз жестоко внушали, что из "таких", как он, ничего не выйдет. Позже, будучи уже зрелым писателем Андерсен напишет сказку, "Ребячья болтовня" в которой опишет историю знаменитого датского скульптора Бертеля Торвальсена. В сказке дети хвастаются друг перед другом, подражая взрослым. "Из тех, чья фамилия на "сен", никогда ничего путного не выйдет!". Фамилия бедного мальчугана тоже кончалась на "сен". Однако мальчик был убежден: в жилах у него течет самая "настоящая кровь"!Через несколько лет этот мальчик стал знаменитым скульптором. А рассказал обо всем этом в сказке человек, фамилия которого тоже кончается на "сен"Ханс Кристиан Андерсен. Самому сказочнику не раз приходилось сталкиваться с презрением и пренебрежением к себе. Ему не раз жестоко внушали, что из "таких", как он, ничего не выйдет. Родители сказочника были разного склада люди.Мать безупречно заботилась о муже и ребенке. Отец отличался живым умом и охотно пошел бы учиться, но из-за бедности вынужден был довольствоваться судьбой сапожника. Но какими бы разными ни были супруги, они хорошо уживались, и Ханс Кристиан не замечал никаких серьезных конфликтов.
В своей автобиографии Андерсен создает впечатление, что его детство было счастливым. Хотя родители едва сводили концы с концами, он получал все, что ему было нужно, и был, как ему тогда казалось, роскошно одет в отцовские обноски, перешитые по росту. Родители любили друг друга и своего сына. После смерти отца семье стало еще тяжелее. Мать писателя мечтала, что сын, овладеет каким-нибудь ремеслом, и пыталась несколько раз определить его в ученье. Все попытки сделать из мальчика мастерового так и не удались, его тянуло к книгам и к театру. Среди других детей его выделяло - безусловные актерские способности, умение рисовать и вырезать из бумаги разные затейливые фигуры и узоры, хороший голос, знание множества отрывков из драматических произведений. В своей автобиографии Андерсен создает впечатление, что его детство было счастливым. Хотя родители едва сводили концы с концами, он получал все, что ему было нужно, и был, как ему тогда казалось, роскошно одет в отцовские обноски, перешитые по росту. Родители любили друг друга и своего сына. После смерти отца семье стало еще тяжелее. Мать писателя мечтала, что сын, овладеет каким-нибудь ремеслом, и пыталась несколько раз определить его в ученье. Все попытки сделать из мальчика мастерового так и не удались, его тянуло к книгам и к театру. Среди других детей его выделяло - безусловные актерские способности, умение рисовать и вырезать из бумаги разные затейливые фигуры и узоры, хороший голос, знание множества отрывков из драматических произведений. Андерсен попросил у книгопечатника рекомендательное письмо к танцовщице мадам Шаль, которая, как он слышал, имела большое влияние в театре. Книгопечатник не знал ни ее, ни странного мальчика, но самостоятельность Андерсена, и его самонадеянность произвела на пожилого господина такое впечатление, что он действительно написал пару слов незнакомой актрисе. С этим письмом и своими сбережениями - всего 13 риксдалерами - в кармане и небольшим узелком одежды в руке он отправился в путь.
С лета 1820 года - чуть больше года спустя после приезда в город -он обходным путём попал в театр. Солист балета Дален взял его в балетную школу. Но надежды были напрасны. Ему мало давали участвовать в спектаклях, и Андерсену пришлось распрощаться и с театром, и, окончательно, с мечтами о карьере актёра. Однако благодаря статскому советнику Ионасу Колину, Андерсен получил не только стипендию ,но и финансовую поддержку. Позже, пять лет учёбы в школе Андерсен всю жизнь вспоминал как мученичество. С лета 1820 года - чуть больше года спустя после приезда в город -он обходным путём попал в театр. Солист балета Дален взял его в балетную школу. Но надежды были напрасны. Ему мало давали участвовать в спектаклях, и Андерсену пришлось распрощаться и с театром, и, окончательно, с мечтами о карьере актёра. Однако благодаря статскому советнику Ионасу Колину, Андерсен получил не только стипендию ,но и финансовую поддержку. Позже, пять лет учёбы в школе Андерсен всю жизнь вспоминал как мученичество. В 1828 году, он сдал в университете экзамен на аттестат зрелости с хорошими оценками. Теперь вопрос о его будущем больше не мог отодвигаться. В какой области ему учиться дальше - или, может быть, ему вовсе не следует учиться? Ионас Коллин произнёс красивые спасительные слова: "Идите с богом той дорогой, для которой вы поистине созданы, так будет, право же, лучше всего!" Это подтвердило и собственные чувства Андерсена: он призван стать писателем.
Сказка постоянно жила в душе Андерсена. Куда бы он ни шёл, дорога неизменно приводила его к сказке, её драгоценные зёрна обнаруживались во всём, что бы он ни писал - в стихотворениях, в путевых очерках, в романах. Ведь ещё в 1829-1830 годах Андерсен собирался создать в будущем "цикл датских народных сказок" и в течение всей своей жизни выпустил несколько сборников под разными названиями. После первого сборника появился второй - "Новые сказки" (1844-1848), а за ним - "Истории" (1852-1855) и "Новые сказки и истории" (1858-1872). Хотя названия этих сборников редко где упоминаются, и читатели считают Андерсена просто автором отдельных сказок, знать об этом - важно. Писатель не случайно менял названия сборников и включал в них определённые сказки. Незадолго до смерти Андерсен с огорчением говорил, что люди судят о его сказках неправильно, не зная, когда написана та или иная сказка, и, следовательно, не могут оценить по достоинству актуальность некоторых из них. Сказка постоянно жила в душе Андерсена. Куда бы он ни шёл, дорога неизменно приводила его к сказке, её драгоценные зёрна обнаруживались во всём, что бы он ни писал - в стихотворениях, в путевых очерках, в романах. Ведь ещё в 1829-1830 годах Андерсен собирался создать в будущем "цикл датских народных сказок" и в течение всей своей жизни выпустил несколько сборников под разными названиями. После первого сборника появился второй - "Новые сказки" (1844-1848), а за ним - "Истории" (1852-1855) и "Новые сказки и истории" (1858-1872). Хотя названия этих сборников редко где упоминаются, и читатели считают Андерсена просто автором отдельных сказок, знать об этом - важно. Писатель не случайно менял названия сборников и включал в них определённые сказки. Незадолго до смерти Андерсен с огорчением говорил, что люди судят о его сказках неправильно, не зная, когда написана та или иная сказка, и, следовательно, не могут оценить по достоинству актуальность некоторых из них.
Сказки были разные. Были пересказы и переделки народных - "Огниво", "Маленький Клаус и Большой Клаус", "Принцесса на горошине", "Дорожный товарищ", "Дикие лебеди", "Русалочка" и "Свинопас". Были сказки, основанные на датских народных поверьях, "Аисты", "Райский сад", "Оле-Лукойле". Были и такие, где использовался сюжет сказок других народов, - "Нехороший мальчик", "Новое платье короля" и "Сундук-самолёт". В этот же сборник впервые вошли сказки, которые придумал сам писатель, - "Цветы для маленькой Иды", "Дюймовочка", "Ромашка", "Стойкий оловянный солдатик". Но откуда бы ни происходил сюжет, маленькие слушатели были в восторге. Сам Андерсен очень нескоро понял цену своим сказкам и в течение многих лет рассматривал их только как побочное занятие. Сказки читали и ими восхищались не только в Дании, но и за рубежом, и всё в большей и большей степени взрослые. Сказки были разные. Были пересказы и переделки народных - "Огниво", "Маленький Клаус и Большой Клаус", "Принцесса на горошине", "Дорожный товарищ", "Дикие лебеди", "Русалочка" и "Свинопас". Были сказки, основанные на датских народных поверьях, "Аисты", "Райский сад", "Оле-Лукойле". Были и такие, где использовался сюжет сказок других народов, - "Нехороший мальчик", "Новое платье короля" и "Сундук-самолёт". В этот же сборник впервые вошли сказки, которые придумал сам писатель, - "Цветы для маленькой Иды", "Дюймовочка", "Ромашка", "Стойкий оловянный солдатик". Но откуда бы ни происходил сюжет, маленькие слушатели были в восторге. Сам Андерсен очень нескоро понял цену своим сказкам и в течение многих лет рассматривал их только как побочное занятие. Сказки читали и ими восхищались не только в Дании, но и за рубежом, и всё в большей и большей степени взрослые.
С конца июля 1874 до февраля 1875 года жизнь писателя была полна физическим страданиями. С конца июля 1874 до февраля 1875 года жизнь писателя была полна физическим страданиями. Смерть наступила 4 августа 1875 года. В последние дни у него не было болей, и под конец он тихо и незаметно впал в бессознательное состояние. На похороны Андерсена пришли все студенты, депутаты города Оденсе, иностранные послы, министры и сам король. Перед ним склонили траурные знамёна. Похоронили короля сказок в фамильном склепе Коллинов. В Дании был объявлен национальный траур. 11 августа газета "Отечество" напечатала стихотворение: В могилу наш король сошёл, И некому занять его престол В самом деле, золотую корону короля сказок Дании и всей Скандинавии не унаследовал никто. Сказка его жизни была богата событиями, её можно назвать и прекрасной, но благословенной она была лишь временами. Удивительная сказка - одновременно красивая и страшная, как для многих сама жизнь, у него - и красивее и страшнее, чем у кого-либо из нас.