Урок-проект Литература 6 класс. Учебник под редакцией В.Я. Коровиной.Ф.И. Тютчев «Листья». Обучение анализу стихотворения. Цель урока: обрисовать зрительные образы при чтении стихотворения, понять настроение, чувства поэта, определить способы создания образов.
Ф.И. Тютчев «Листья». Анализ стихотворения.
Стадия вызова. Какое время года вам больше нравится? Опишите его. Какие чувства оно у вас вызывает? (3-5 фраз).
Заполнить таблицу
Стадия осмысления. Выразительное чтение стихотворения.Пусть сосны и ели Всю зиму торчат,В снега и метелиЗакутавшись, спят.Их тощая зелень,Как иглы ежа,Хоть ввек не желтеет,Но ввек не свежа.Мы ж, лёгкое племя,Цветём и блестимИ краткое времяНа сучьях гостим.Всё красное летоМы были в красе,Играли с лучами,Купались в росе!
Выразительное чтение стихотворения Но птички отпели,Цветы отцвели,Луга побледнели,Зефиры ушли.Так что же нам даромВисеть и желтеть?Не лучше ль за нимиИ нам улететь!О буйные ветры,Скорее, скорей!Скорей нас сорвитеС докучных ветвей.Сорвите, умчите,Мы ждать не хотим…Летите, летите!Мы с вами летим!..
Система знаков V - картины, образы, чувства совпали с теми, что были у вас; + - новое, неожиданное, яркое; ! - картины, образы, вызвавшие особые чувства у вас; ? - следует прояснить, не вполне понятно.
Образы и картины Вечнозелёные сосны и ели - символ постоянства, безмятежности, покоя Яркая жизнь листьев.
Пересказ-анализ Первая строфа: Стоит зима. Зимний лес весь в снегу. Снега очень много. Ели и сосны «закутавшись, спят».
Пересказ-анализ Вторая строфа: Картина весёлого лета. Листья цветут и блестят во всей своей красе, играют с лучами, купаются в росе!..»
Пересказ-анализ Третья строфа: Картина увядания природы. Лето прошло, «птички отпели. Цветы отцвели, Луга побледнели…»
Пересказ-анализ Четвёртая строфа: Картина подвижной, беспокойной жизни листьев.Листья просят ветер взять их с собой, унести, чтобы жить полной радостной жизнью.
Настроение Радостное, светлое настроение сменяется грустью, связанной с увяданием природы. Чувствуется жалоба листьев, что лето так быстро проходит. Но в конце стихотворения настроение опять меняется. Листья просят ветер взять их с собой, чтобы жить полной радостной жизнью.
Стадия рефлексии.Картины и чувства детей и поэта Поэтическое мастерство Ф.И.Тютчева, Яркие картины Глаголы, подчёркивающие эти картиныОлицетворениеМетафораЭпитеты Сравнение
Заполнить таблицу
Приёмы и выразительные средства языка. Основной авторский приём – антитеза. Вечному однообразию жизни сосен и елей противопоставлена недолговечная, но яркая жизнь листьев.
Зимний пейзаж МетафораОлицетворениеСравнение Эпитетысосны и ели, закутавшись, спяткак иглы ежатощая зелень ввек не свежа
Весёлое лето Авторский приём: монолог листьев.МетафораОлицетворениеГлаголыВосклицательное предложениеЭпитеты Лёгкое племяЦветём, блестим, гостим Играли с лучами,Купались в росе!Красное лето
Увядание природы МетафораОлицетворениеВосклицательное предложение Луга побледнелиЗефиры ушлиДаром висеть и желтетьИ нам улететь!
Беспокойная жизнь листьев ОлицетворениеЭпитетПовторы словВосклицательные предложенияСкорей нас сорвитеСорвите, умчитеБуйные ветрыСкорее, скорейЛетите, летите!Мы с вами летим!
Итоги урока Чем занимались на уроке?Чему научились?Что больше понравилось?Выставление оценок.Домашнее задание.Написать мини-сочинение по описанию природы летом, осенью или зимой (на выбор).
МОУ Степанянская ООШ»Работа выполнена учителем русского языка и литературы Шевцовой Анной Васильевной