Урок №4 Тема: Эпизод как путь к художественному целому романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (анализ сцены охоты как введение в художественный мир произведения)
Что подразумевается под выражением «художественный мир» романа?
Пространство (место) «художественный мир» романа «Война и мир»
«Мысль народная» - идея романа Мир отдельной личности, по-своему замкнутый и необъяснимый; Мир семьи («мысль семейная»); Мир отдельного сословия (дворянство, крестьянство); Мир нации; Мир всех людей, живущих на земле; Мир природы в ее самостоятельном развитии.
Эпиграф к уроку «Только потому так серьезно описана охота, что она одинаково важна…» (Л.Н.Толстой)
Жизнь, по представлению Толстого, - не хороша и не дурна. Как проблематика романа отразилась в сцене охоты?
Князь Андрей Болконский о бессмысленной войне 1805года «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это и не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость. Все в этом: откинуть ложь, и война так война, а не игрушка. А то война – это любимая забава праздных и легкомысленных людей.» Что имел в виду князь Болконский, сравнивая войну с «забавой праздных и легкомысленных людей»?
Предыдущие и последующие события романа
Структура эпизода «охота»
Охота в имении Ростовых
Почему Л.Н.Толстой описывает сцену охоты именно в имении Ростовых?
Способ выражения авторской позиции «…у Толстого каждое слово несет предельную смысловую нагрузку. У него простая, могучая, порой внутренняя музыка, расположение слов в фразе, пунктуация, звукопись – все поставлено на службу мысли.» В.П.Катаев
«…утро, лучше которого ничего не могло быть для охоты: как будто небо таяло и без ветра спускалось на землю». «…событие должно было совершиться только потому, что оно должно было совершиться.» (Л.Н.Толстой)
Система образов в эпизоде По Толстому, близость человека к природе очень часто оказывается положительным критерием личности.
«Несмотря на то, что Данило был невелик ростом, видеть его в комнате производило впечатление подобное тому, как когда видишь лошадь или медведя на полу между мебелью и условиями людской жизни. Данило сам это чувствовал и, как обычно, стоял у самой двери, стараясь говорить тише, не двигаться, чтобы не поломать как-нибудь господских покоев, и стараясь поскорее все высказать и выйти на простор, из-под потолка под небо» Какие художественные средства использует автор, для того чтобы лучше понять характер Данилы?
Данило - охотник «…из-за угла вышел…ловчий Данило, по-украински в скобу обстриженный, седой, морщинистый охотник, с гнутым арапником в руке и с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников.» Как вы понимаете фразу «с тем выражением самостоятельности и презрения ко всему в мире, которое бывает только у охотников»? Какова роль Данилы в сцене охоты? Почему он так «самостоятелен»?
Данило и Николай Ростов «Он снял свою черкесскую шапку перед барином и презрительно посмотрел на него. Презрение это не было оскорбительно для барина: Николай знал, что этот все презирающий и превыше всего стоящий Данило все-таки был его человек и охотник.» Почему автор выстраивает так отношения между барином и крепостным? В чем здесь замысел Л.Н.Толстого?
Николай в ожидании зверя Почему сходны чувства и даже мечты Николая на охоте и в бою? Что сближает в его сознании Аустерлиц, Долохова, карты, войну и охоту?
Каково состояние людей на охоте и во время военных действий?
«Лабиринт сцеплений» - так называет Толстой свой роман. Николай Ростов со своим эскадро- ном атакует французов, берет в плен офицера. (Том3, ч.1, гл.15) За Николаем Ростовым гонятся французы (Шенгра- бенское сражение – т.1,ч.2, гл.19)
Что объединяет понятия: война и охота? Охота–«забава» людей привилеги- рованного класса (с применением оружия) Война-«забава» политиков и людей, наделенных властью (их оружие- целая армия)
«Граф Илья Андреич был немножко красен от вина и езды; глаза его, подернутые влагой, особенно блестели, и он, укутанный в шубу, сидя на седле, имел вид ребенка, которого собрали гулять» Какая фраза в описании старого графа содержит авторскую иронию?
Данило и старый граф «- Ж…!-крикнул он (Данило), грозясь поднятым арапником на графа. -Про…ли волка-то! ..охотники! - И как бы не удостаивая сконфуженного, испуганного графа дальнейшим разговором, он со всей злобой, приготовленной на графа, ударил по ввалившимся мокрым бокам бурого мерина и понесся за гончими. Граф, как наказанный, стоял, оглядываясь и стараясь улыбкой вызвать в Семене сожаление к своему положению.» Как меняет охота привычные отношения людей, их иерархию?
«Она (Наташа)этим визгом выражала все то, что выражали и другие охотники своим единовременным разговором. И визг этот был так странен, что она сама должна бы была стыдиться этого дикого визга и все бы должны были удивиться ему, ежели бы это было в другое время.»
В гостях у дядюшки после охоты «…Анисья Федоровна …сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.»
Зачем автор использует аллегорию в сцене травли волка собаками? В чем замысел автора?
Описание волка «Вдруг вся физиономия волка изменилась; он вздрогнул, увидев еще, вероятно, никогда не виданные им человеческие глаза, устремленные на него, и, слегка поворотив к охотнику голову, остановился – назад или вперед? «Э! все равно, вперед!..» - видно, как будто сказал он сам себе и пустился вперед, уже не оглядываясь, мягким, редким, вольным, но решительным скоком.» Зачем нужно было автору так детально описывать повадки и «мысли» зверя, на которого идет охота?
Сцена травли волка собаками «Старый кобель, с своими мотавшимися на ляжках клоками, благодаря происшедшей остановке, перерезывая дорогу волку, был уже в пяти шагах от него. Как будто почувствовав опасность, волк покосился на Карая, еще дальше спрятав полено (хвост) между ног, и наддал скоку. Но тут Николай видел только, что что-то сделалось с Караем,- он мгновенно очутился на волке и с ним вместе повалился кубарем в водомоину, которая была перед ними. Та минута…,когда увидал это Николай, была счастливейшею минутою его жизни…» (т.2, ч.4, гл.5) Почему автору важна сцена борьбы собак с волком? Какие ассоциации возникают, когда читаешь этот эпизод?
«…Данило уже лежит в середине собак, на заду волка, стараясь поймать его за уши. Очевидно было и для охотников, и для собак, и для волка, что теперь все кончено.» «Долго еще они поглядывал- ли на красного Ругая, который с испачканной грязью, горбатой спиной, побрякивая железкой, с спокойным видом победителя шел рысцой за ногами лошади дядюшки.» Кто настоящий победитель «сражений»? Соотнесите моменты «победы» в сцене «охоты» с событиями романа.
Рефлексия Чем важна в концепции романа сцена охоты? Концепция- замысел, то или иное понимание чего-нибудь.
Спасибо за активную работу ! Материал подготовила Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы МОУ «Павловская средняя общеобразовательная школа»