Духовно-нравственные ценности рассказа В. М. Шукшина «Чудик»
Цели: Знать содержание рассказа «Чудик».Познакомиться со своеобразием шукшинских рассказов.Уметь анализировать вслед за автором художественные приёмы, раскрывающие основные черты характера главного действующего лица.Уметь определять и выражать собственную позицию в оценке героя и идеи произведения, а также определять замысел и авторскую позицию.
(1929-1974)
Словарная работа Чудак – человек со странностями поведения, поступки которого вызывают недоумение, удивление у окружающих.Чудик (прост.) – то же, что и чудак. ( по словарю С. И. Ожегова)
Чудик «В аэропорту Чудик написал телеграмму жене:«Приземлились. Ветка сирени упала на грудь, милая Груша, меня не забудь. Васятка».Телеграфистка, строгая сухая женщина, прочитав телеграмму, предложила: - Составьте иначе. Вы взрослый человек, не в детсаде. - Почему? – спросил Чудик. – Я её всегда так пишу в письмах. Это ж моя жена!.. Вы, наверное, подумали.. - В письмах можете писать что угодно, а телеграмма – это вид связи. Это открытый текст.Чудик переписал: «Приземлились. Всё в порядке. Васятка.»Телеграфистка сама исправила два слова: «приземлились» и «Васятка». Стало: «долетели» и «Василий». ».
Своеобразие шукшинских рассказов Отражение жизни в движении.Деловитость, собранность.Начало простое, уверенное, динамичное.Почти отсутствуют портретные и пейзажные описания.Характеры героев раскрываются через речь, в диалогах, поступках.Постоянная сюжетная ситуация — встреча.Концовка рассказа открыта.
Домашнее задание: Дать письменный развёрнутый ответ на вопрос: «Нужны ли такие люди, как Чудик, в современном обществе?»Если «да», то почему? Если «нет», - почему?