Быт, традиции и семейные обряды казаков на Дону
Богатство донского поэтического творчестваКазаки – народ исконно русских корней и православной веры, создавший за многие столетия своего существования самобытную культуру.
Цель работы – выявить особенности и ценность семейной обрядовой поэзии донцов, ее своеобразие; богатство обрядов и традиций казаков.Задача исследования:Проследить основные традиции казачьих семей;Рассмотреть особенности соблюдения обычаев казаков, связанных с рождением и крещением ребенка;Выяснить обычаи, связанные с посвящением мальчика в казаки;Узнать об особенностях воспитания девочки в казачьей семье.Методы исследования: анализ и синтез справочной литературы по быту и традициям казаков.
Быт, традиции и семейные обряды казаков Семейная обрядовая поэзия – обряды жизненного цикла человека, т.е. праздники, обычаи и традиции, которые сопровождают человека по всем ступенькам его жизненного пути, начиная с самого рождения.
У казаков при рождении мальчика дед и отец стреляли из ружей, тем самым, давая знать станичникам, что родился воин, защитник границ Отечества.В гости к матери новорожденного приходили соседи и родственники с вкусным угощением. Такой праздник назывался «Проведок».
Казаки строго соблюдали старые обычаи.На седьмой день младенца крестили. Христианское крещения означало вход ребенка в мир.Дети при крещении получали имя того святого, которого праздновали за седмицу до рождения.
Крестная мать шила первую рубашку – крестильную. Она надевалась только раз – в момент крещения ребенка. Затем ее всю жизнь хранили. Сжигалась она только после смерти человека вместе с первой срезанной прядью волос и лично ему принадлежащими вещами (Письмами, нательной одеждой, постелью и т.п.).В сорокадневном возрасте казачонка облачали в кольчужку и прицепляли сбоку «Шаблюку».
Если младенец родился слабым, прибегали к символическому обряду «перепекания» ребенка, т.к. он не «допекся» и появился на свет раньше своего времени. Его, как хлеб, сажали на лопату и держали в русской печи, в тепле.
До исполнения 1 года стричь волосы детям у русских не принято. В годовщину рождения крестная мать с родственниками (но без родной матери)усаживала казачонка на вывернутую шубу (кошму) и выстригала ему прядь волос крест-накрест, затем мальчика стригли полностью.В 7 лет уже крестный отец стриг подростка «в скобку», после чего казачонок шел первый раз мыться с мужчинами в баню.Третий, последний раз, ритуально стригли в 19 лет, при зачислении в казаки и приведении к присяге на верность службе.
Важным в жизни казачонка был обряд получения первых штанов, которые он получал в 3 года. Именно с этого времени его начинали учить верховой езде. С 5 лет мальчишки работали в поле: погоняли волов на пахоте, пасли скот. Любимой игрой пастухов была дзига, или кубарь.
Рождение девочки не праздновалось так широко, как рождение мальчика, при известии о ее рождении не грохотали выстрелы. Но это была радость тихая, домашняя, овеянная легендами и молитвами.Крестная, няньки «смывали с дочушки заботы» - первый раз с песнями мыли девочку.Отец ел «отцовскую кашу», горелую, насоленную, наперченную, чтобы «девочке меньше горького в жизни досталось».
Девочки начинали работать рано. С 5 лет учились вышивать, шить, вязать. Была и особенная работа – нянчить младших. Когда девочка становилась девушкой, об этом по секрету сообщали деду – самому старшему в семье. Дед покупал серебряное колечко и дарил его внучке, а то и правнучке, сопровождая песней про колечко. Внучка теперь не дитя, а «барышня». С этого момента девушка начинала готовить себе приданное.
Большая часть юридических прав принадлежала казачке. Она наследовала имущество, верховодила в доме. Казак, приезжавший со службы, чувствовал себя скорее гостем, чем хозяином.
У донских казаков сложился свой, своеобразный культурно-бытовой облик. Жизненный цикл казака сопровождался особенными обычаями и традициями. Часть из них сегодня утрачена, но основные: крестины, пострижение волос в первый год жизни ребенка сохранились и в наши дни.С возрождением казачества на Дону возрождаются забытые традиции, появляются новые.