А.С. Пушкин первый подлинный художник-историкисторическая тема в творчестве А.С. Пушкина. Выполнила: ученица 9 класса В Романова Алёна Сергеевна Руководитель: учитель русского языка и литературы Якунина Марина Леонидовна
Цель моего исследования:* Анализируя творчество А.С. Пушкина, понять его историко-философскую концепцию;* Рассмотреть историческую тему в творчестве А.С. Пушкина;
Вступление: * Значение Пушкина неизмеримо велико. * Создатель русского литературного Языка. * Первый подлинный художник-историк. * Один из образованнейших людей николаевской эпохи кн. П. Вяземский так оценивает Пушкина, как историка: “В Пушкине было верное понимание истории, свойство, которым одарены не все историки ”. * “Уважение к минувшему, — утверждает Пушкин, — вот черта, отличающая образованность от дикости; кочующие племена не имеют ни истории, ни дворянства”
Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина:* Идея закономерности событий истории, их глубокой внутренней взаимосвязи пронизывает все творчество Пушкина. *Реальные исторические фигуры, привлекавшие внимание Пушкина, обязательно находятся на переломе эпох: Петр I, Борис Годунов, Емельян Пугачев. *в истории Пушкин стремится понять именно причинно-следственную взаимосвязь событий, отвергая фаталистическую точку зрения на развитие мира.
«Борис Годунов»- трагедия ( в основе сюжета лежит ситуация национальной катастрофы).* Первым произведением, где читателю открылась концепция Пушкина, стала трагедия “Борис Годунов” – одно из высших достижений его гения. * ... “Борис Годунов” с его Пименом, это не что иное, как яркое отображение древней Святой Руси.* В центре внимания автора не отдельные личности и не народ, а то, что со всеми ними происходит.* В образе Пимена проявляется одна из прекраснейших черт русского характера: совестливость, обостренное чувство личной ответственности. *О страшное, невиданное горе! Прогневали мы Бога, согрешили: Владыкою себе цареубийцу Мы нарекли.
Образ Петра I:* интересовал, увлекал Пушкина всю жизнь. В разные эпохи своей жизни, по мере развития мировоззрения, Пушкин по-разному понимает Петра.- В раннюю, юношескую пору — он для него полубог; -позже он видит в нем черты демона разрушения. * Поэт осмысливал его во многих произведениях:-“Полтава” написана в 1828 году;- Образ Петра Пушкиным романтизирован: этот человек воспринимается как полубог, вершитель исторических судеб России. Вот как описано явление Петра на бранном поле: Тогда-то свыше вдохновенный Раздался звучный глас Петра…
* поэма “Медный Всадник”:* Увлеченность Пушкина фигурой Петра очень важна: поэт стремится осознать и оценить роль этого выдающегося государственного деятеля в истории России. И прямо в тёмной вышине Над ограждённою скалою Кумир с простёртою рукою Сидел на бронзовом коне.* Сравнение образа Петра 1: -В “Полтаве” образ Петра как бы дробился: Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. - В “Медном всаднике” лик Петра также величественен, в нем и мощь, и ум. Но исчезло движенье, ушла жизнь: перед нами лицо медного истукана, только страшного в своем величии: Ужасен он в окрестной мгле!.. … лик державца полумира.
Не случайно первый биограф Пушкина П. В. Анненков заметил, что Пушкин мог бы написать “Историю Петра Великого, материалов он имел для этого достаточно, он не захотел писать ее” “Рука Пушкина дрогнула”, — пишет Анненков.
* “Капитанскую дочку” Пушкин создает как народную трагедию. Так же Пушкин создает образ народного героя- Пугачёва.* Глазами главного героя, Петра Гринева, мы видим того жестокого, своевольного человека, подверженного резким колебаниям настроения и жестоко расправляющегося со своими противниками.* Большое внимание Пушкин уделяет описанию внешности Пугачева. Особенно его привлекают две детали: борода и глаза. * Пугачев воспринимается простым народом как спаситель, поэтому должен обладать сверхъестественными качествами.* Пушкин использует многообразные художественные средства для создания образа Пугачева, к числу которых относится речевая характеристика.
* "Пугачева из "Капитанской дочки" писал поэт, из "Истории..." – прозаик- Марина Цветаева. * «В «Капитанской дочке» Пушкин — историограф побит Пушкиным — поэтом, и последнее слово о Пугачеве в нас навсегда за поэтом»- Борис Башилов.* «Чтобы идти вперед, чаще оглядывайтесь назад, ибо иначе забудете, откуда вы вышли и куда нужно вам идти»
Вывод:". Может быть, и нам, чтобы идти в "завтра", надо оглянуться назад, к Пушкину, к тому, что открыли ему исследования о Пугачеве и что выразил он в "Капитанской дочке".
Спасибо за внимание!