Николай СемёновичЛесков «Левша»
Основные темы творчества Н.С.Лескова: 1.Повести, посвящённые женской доле(«Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Воительница»).2.Антинигилистические романы.3.Иконостас праведников( «Человек на часах», «Левша», «Очарованныйстранник»).Творчество Лескова не знаетсоциальных границ. Его герои-представители разных сословий:чиновники- от министра до квартального , духовныелица- от митрополита до дьячка, интеллигентывсех профессий.
Н.С. Лесков ввёл в большую литературуфольклорное слово «сказ».Сказ –это особая манера повествования.Повествование ведёт не просто рассказик , а участник событий.Речь художественного произведенияимитирует живую речь устного рассказа.Для придания тексту той или инойэмоциональной окраски –торжественной ,возвышенной, илиюмористической, или сатирической-писатель широко использует нетолько общеупотребительныеслова ,но и архаизмы ,историзмы,диалектизмы, вульгаризмы,неологизмы.
Русские писатели всегда подчёркивали ,что русский народотличается от иностранцев , что России отведена особаяроль в мире, и эту особую миссию несут в себе прежде всего простые русские люди. 1.Как сказ «Левша» связан с фольклором?1.Замысел «Левши» возник из поговорки«Англичанин сделал блоху из стали,А русский подковал»(«Туляки блоху подковали»).2. Существуют фольклорные рассказыо мастерстве тульских оружейников.3.Из народных сказов взят образ героягенерала Платова.4.Приёмы сказочного повествования:Зачин, концовка, диалоги, повторы.4
1.Гениальность, одарённость,мастерство.2.Патриотизм.1.Жестокость,произвол,своеволие.2.Лжепатриотизм властей,бездушие, безразличие к делу,страх за благополучие.
Особенности языка сказа1.Малознакомые слова герой искажает или употребляет неправильно.2.Иностранные слова переиначивает на русский лад.при этом слова получают новые или добавочные значения.3.Языковые курьёзы в духе народного скоморошества.4.За словесной игрой не толькозабава , но и обличение.(«Публицейские ведомости»-полиция + публика;«клеветон вышел»- фельетон +клевета)
Портрет ЛевшиКакие детали портретаговорят о нелёгкой жизнижизни искусного мастера?
1.Как жители Тулы пытались узнать, в чём заключался «ужасный секрет»трёх мастеров-умельцев?2.Прочитайте по ролям диалогиз десятой главы(Платов- оружейники).Почему мастера обиделисьна генерала Платова? 3.Зачем Платов взял с собойЛевшу?Как он с ним обращался?4.Почему Платов не позволил мастеру взять документ?Что предвидит товарищ Левши?5. Как назовёте действия Платова?
1.Платов всегда так ратовалза русских мастеров ,за талант народа.И вот перед ним представитель простого мастерового народа.Где же его любовь?2.Какие чувства испытывает Платов при царе?(11гл.)3.Прочитайте по ролям сцену между царём и Левшой.Как характер Левши проявляется в его ответах царю и в пословице, которой он ответил атаману Платову?
Какие основные качества характера Левши вы увидели?
Отношение к ПлатовуСказительАвторТо же отношение, что и в народном эпосе. Демократическиезамашки, вкусы, наружность-всё отличает его от царедворцев.Избиение простых людей –нечто само собой разумеющееся-показатель лихости и силы.«Ездит с двумя свистовыми»,которые хлещут ямщиканагайками. Если один из казаков задремлет,Платов ударом будит его.Храбрость Платова –«никакого неприятеля не пугался».Заподозрив, что туляки не исполнили царскогопожелания, «мужественный старик словил Левшу за волосы и начал туда-сюдатрепать так, что клочья полетели». «Взошёл во дворец со шкатулочкой,да потихоньку её в зале запечкой поставил».Шкатулку камердинеру велелспрятать, а тульского Левшу вкрепостной каземат без сроку посадить , «чтобыпосидел там до времени,если понадобиться.»
1.Расскажите о приключениях Левши в Англии. Чем удивил иностранцев?2.Что его особенно поразило у английских мастеров?3.Почему Левша заскучал в Англии и заторопился домой?Какой государственный секрет он узнал?Какую тайну английского оружия он понял?Почему ему важно: в перчатках ли были наши генералы, когдаосматривали склады старых ружей?(16гл.)