Урок литературы в 8 «Б» классе ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПО ТЕМЕ: «СУДЬБА И ТВОРЧЕСТВО А.П. ЧЕХОВА.ГОРЬКИЕ РАЗОЧАРОВАНИЯ ПРОРОКОВ (ПО РАССКАЗУ ЧЕХОВА «ПАЛАТА № 6»)». Учитель ЗУЕВА ЛЮДМИЛА ВАСИЛЬЕВНА
ПЛАН УРОКА 1. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока. 2. Знакомство с биографией А.П.Чехова. Презентация. 3. Беседа по вопросам. Обсуждение.4. Анализ рассказа А.П.Чехова «Палата № 6».Работа в группах.5. Итоги урока. Домашнее задание.
АНТОНПАВЛОВИЧЧЕХОВ(1860 – 1904)
Павел Егорович Чехов, отец писателя. Фото 1880-х Евгения Яковлевна Чехова, мать писателя. Фото 1897
«Павла Егоровича и Евгению Яковлевну Чеховых, — пишет в своих воспоминаниях Александр Павлович Чехов, старший брат писателя, — Бог благословил многочисленной семьей — у них было пятеро сыновей и одна дочь. Антон Павлович был третьим сыном. Павел Егорович был таганрогским купцом второй гильдии, торговал бакалейным товаром, пользовался общим уважением и нес на себе общественные — почетные, а потому и бесплатные — должности ратмана полиции, а впоследствии— члена торговой депутации. Слыл он среди сограждан за человека состоятельного, но на самом деле едва сводил концы с концами».
Семья Чеховых. Фото 1874. Таганрог
А..П. Чехов родился 17 (29) января I860 года в городе Таганроге. В 1879 году А. П. Чехов окончил таганрогскую гимназию и поступил на медицинский факультет Московского университета. Здесь, в Москве, Чехов начинает сотрудничать в юмористических журналах в качестве автора коротеньких рассказов, фельетонов, рисунки ко многим из которых делал его брат — Николай Павлович Чехов.
Природа богато одарила детей Чеховых. Александр и Михаил так же, как и Антон, стали литераторами, Николай — художником, Иван — оставил добрую память, будучи учителем. Мария Павловна, прожившая самую долгую жизнь, была и художницей, и мемуаристкой, создателем и хранителем Музея А. П. Чехова в Ялте.Сестра и братья Чеховы: Мария, Антон, Иван, Михаил. Фото 1892. Мелихово
В 1892 году Чехов поселился под Москвой, в деревне Мелихово.Писатель так обосновал свое решение: «Если я врач, то мне нужны больные и больница, если я литератор, то мне нужно жить в гуще народа».
Чехов никогда не замыкался на сугубо литературной деятельности. Живя в Мелихове, он, как врач, обслуживал двадцать пять деревень, четыре фабрики и монастырь. В 1892—1893 годы участвовал в борьбе с эпидемией холеры, на свои средства построил несколько школ для крестьянских детей, участвовал в создании библиотеки в Таганроге.Фрагменты карты участка, обслуживаемого А. П. Чеховым во время эпидемии холеры
Писателя отличала абсолютная скромность, постоянная неудовлетворенность собой, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства. В письме брату Николаю (1886) он изложил те требования, которые в первую очередь неуклонно применял к себе: А.П.Чехов в кабинете
«Воспитанные люди должны, по моему мнению, удовлетворять следующим условиям:1. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы...2. Они сострадательны не к одним только нищим и кошкам. Они болеют душой и от того, чего не увидишь простым глазом...3. Они уважают чужую собственность, а потому платят долги.4. Они чистосердечны и боятся лжи, как огня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорбительна для слушателя и оскорбляет его в глазах говорящего... Они не болтливы и не лезут с откровенностями, когда их не спрашивают... Из уважения к чужим умам они чаще молчат.7. Если они имеют талант, то уважают его... Они горды своим талантом...8. Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу...»
Дом на Садово-Кудринской в Москве, где в конце 80-х гг. XIX века жила семья Чеховых
Памятник А.П. Чехову в Таганроге.Скульптор И.М. Рукавишников
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Вопросы для обсуждения:Что вы узнали о родителях А.П.Чехова?Какое образование получил будущий писатель?Докажите, что природа богато одарила всех детей Чеховых.Как обосновал А.П.Чехов своё решение поселиться в Мелихове?Чем, кроме литературной деятельности, занимался Чехов?Каким правилам, по мнению писателя, должны следовать воспитанные люди?
«Горькие разочарования пророков». Анализ рассказа А.П.Чехова «ПАЛАТА №6». Работа в группах(Сформировано 4 группы.Каждая работает над своим заданием в течение 7 –10 минут).
Задание для 1 ГРУППЫ ОБЪЯСНИТЕ СМЫСЛ НАЗВАНИЯ РАССКАЗА. Попробуйте составить КЛАСТЕР.
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ Тюрьма Серый забор с гвоздями остриями вверх Больница Люди Описание города Палата № 6 Описание поездки РАГИНА с Михаилом Аверьянычем в МОСКВУ, ПЕТЕРБУРГ, ВАРШАВУ
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ ПАЛАТА № 6 – не только место, где содержатся умалишённые. По мысли Чехова, это окружающая действительность с её ужасными больницами, тюрьмами, полицейскими, пошлыми разговорами, невежеством, всеобщим равнодушием, боязнью умного живого слова, безделием, ленью, господством грубой, животной силы, олицетворением которой является Никита. Кулак Никиты, не выпускающий больных на вольный воздух,- это олицетворение царивших в России общественных запретов: никто не должен выбиваться из общего ряда, иначе окажешься в самом худшем отделении всеобщей «палаты №6» - собственно в сумасшедшем доме.
Задание для 2 ГРУППЫ Подготовьте устный рассказ об ИВАНЕ ДМИТРИЕВИЧЕ ГРОМОВЕ.В чём причина его безумия?Почему в рассказе Громова однажды называют ПРОРОКОМ?Какие горькие истины открывает он Рагину?Можно ли назвать Громова человеком РАЗОЧАРОВАННЫМ?
Задание для 3 ГРУППЫ В своих рассказах А.П.Чехов часто пишет о нравственном падении человека (вспомните, в каких рассказах) и ищет его причины. Чем отличался АНДРЕЙ РАГИН от окружающих: фельдшера, Хоботова, Михаила Аверьяныча, Никиты? Почему тем не менее он оставил в больнице всё как есть (см. конец 5гл.)? Считает ли он себя виноватым? Обратите внимание на то, как доктор Рагин определяет своё место в жизни (гл.7). Как вы относитесь к подобной жизненной позиции? Можно ли назвать Рагина человеком РАЗОЧАРОВАННЫМ?
Задание для 4 ГРУППЫ Сопоставьте стихотворение М.Ю.Лермонтова «ПРОРОК» и рассказ А.П.Чехова «ПАЛАТА № 6». Есть ли в них что-то общее? Можно ли, на ваш взгляд, назвать Чехова и Лермонтова писателями РАЗОЧАРОВАННЫМИ? Докажите свою точку зрения.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Используя материалы урока, напишите творческую работу по темам (на выбор): 1. Может ли человек устать жить? От кого или от чего это зависит? 2. Существует ли альтернатива разочарованию? 3. «Разочарованные» герои Лермонтова и Чехова.