А.М. Горький«Челкаш» Исследование художественных особенностей рассказа на уроке литературыПодготовила :Соколова Т.А.,учитель русского языка и литературыМОУ Лесная СОШ
Антитеза Челкаш Портрет: «острое хищное лицо», «длинный, костлявый, сутулый»; «горбатый, хищный нос»; «кот», «степной ястреб», «хищная худоба», «хищная птица», «волчьи лапы», «кошка».ПОВТОРЕНИЯ!гаврилаПортрет: «здоровый», «широкоплечий», «добродушный», «светлые глаза», «тупые глаза», «жадные глаза», «жадно сощурив глаза», «безумное лицо»ДИНАМИКА ГЛАЗ!
Вывод:Кто вызывает симпатию? Кто нам ближе?Почему?
Как определяют друг друга Челкаш о ГаврилеГаврила о челкаше
Чьи слова бьют точно в цель?
Имущество челкашгаврилаРазорванная рубаха да грязные штаныСвободен Котомка, коса, немного денег, в деревне – мать, хозяйство, земляЕсть что терять
Отношение к свободе челкашгаврилаЛюбит мореВозненавидел парня за то, что тот смеет любить свободу«Сам себе хозяин, пошёл – куда хошь, делай – что хошь. Гуляй знай, как хошь, Бога только помни…»
Становится очевидным заданное автором противопоставление челкашгаврила
В конце рассказа: «Лицо Челкаша было вровень с лицом Гаврилы»Оба – хищники!
Когда началось это дьявольское превращение? Челкаш отдаёт Гавриле «заработанное»У Гаврилы – желание «убить и ограбить»«Гаврила кошкой изогнулся»«Старый травленый волк и предположить не мог, кого он вырастил»
Кто же из двоих страшнее? ЧелкашГаврилаНа дне жизни – это плохо, но ниже уже нельзя
Прочитайте пейзаж со слов: «Море выло…» Определите функции пейзажа
О ком рассказ?О двух несчастныхО чём рассказ?О свободе, ответственности перед матерью, домом, землёй, о традиции и хаосе в сознании человека и в мире
На чьей стороне автор? Обратите внимание на название рассказа