Женщина на войне – феномен ХХ века
ВВЕДЕНИЕ . На протяжении веков, женщина была символом мира, хранительницей домашнего очага и уюта. Но когда к тебе в дом пришла война, когда кругом враг, который грабит и убивает, врывается в твой дом, - женщины встают на защиту Отечества. Женщина-воин – это становилось событием невероятным, редким, порождавшим массу легенд.
ЖЕНЩИНЫ – СОЛДАТЫ НА ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЕ.
В армии и Союза и Конфедерации вербовка женщин была запрещена. Поэтому женщины-солдаты принимали мужские имена, маскировались под мужчин и скрывали свою женственность. Поскольку они вели себя как мужчины, узнать точное число женщин, участвовавших в Гражданской войне, невозможно. Некоторые женщины прослужили много лет или всю войну. Трудно представить себе, как женщинам-солдатам удавалось поддерживать необходимую маскировку, и вообще, как им удалось завербоваться. Одеваясь как мужчины, женщины принимали мужские имена. Женщины-солдаты при необходимости подтягивали бюст верёвками, наращивали талию брюк и подстригали волосы.
Важность женщин-солдат Гражданской войны – не в их индивидуальных достижениях, а в том факте, что они воевали. Хотя их служба не могла оказать серьёзного влияния на ход войны, женщины-солдаты заслуживают памяти потому, что они были необыкновенными революционерками с доблестью выступившими против викторианских взглядов на надлежащую роль женщины.
Кавалерист- девица Надежда Дурова. В истории Российского государства есть немало героических примеров, когда женщины наравне с мужчинами с оружием в руках защищали свое Отечество. Жизнь одной из них, уроженки города Сарапула, кавалерист-девицы Надежды Андреевны Дуровой, – истинный образец служения России.
Сабля и пистолет, золотое шитье доломана и высокий кивер с султаном из перьев стали первыми игрушками маленькой Нади. Она стреляла из лука, лазала на деревья, яростно махала деревянной саблей и лихо выкрикивала кавалерийские команды, сломя голову носилась на лихом жеребце Алкиде (отцовский подарок) по полям и лесам.
В гусарах она прослужила три года. Отечественную войну 1812 года встретила в чине подпоручика Литовского уланского полка, а вскоре ее произвели в чин поручика. Войну закончила во Франции. В1816 году Надежда Дурова вышла в отставку. Мысли ее были нерадостными: «Что я буду делать дома? Надобно сказать всему прости - и светлому мечу, и доброму коню, друзьям, веселой жизни!».
До конца жизни она осталась одинокой, жила по-солдатски: ела простую пищу, спала на жесткой койке, по утрам обливалась холодной водой. Вельгельм Швебель - немецкий мыслитель - известен нашим современникам афоризмом «Люди часто надевают мундиры, которые им не по плечу». Н.Дурова надела мужской мундир и не осрамила его. Она осталась в нашей памяти как герой, солдат, патриот. Её боевой путь, её судьба не результат случайных обстоятельств, а результат выбора, который она осознанно сделала.
Памятник Н. Дуровой в г. Елабуге.
Зарождение нового сознания женщин. В 20-х годах двадцатого века предшествующие события способствовали быстрому развитию эмансипации со всеми ее последствиями. Женщины вовлекались в общественное производство, и эта политика довела идею мужского и женского равенства до полного игнорирования особенностей женского организма и психики, в результате чего привело к участию женщин в наиболее тяжелом физическом труде, приобщению их к традиционно мужским профессиям. Идеи эмансипации были популярны в молодежной среде. Присутствовало чувство глубокого патриотизма поколения, воспитанного на героических символах недавнего революционного прошлого, но имевшего в большинстве своем книжное представления о войне. С ее началом сотни тысяч женщин устремились в армию, не желая отставать от мужчин, чувствуя, что способны наравне с ними вынести все тяготы воинской службы, а главное – утверждая за собой право на защиту Отечества.
Первая сторона феномена. Участия женщин в войне сложен уже в силу особенностей женской психологии, которая определяла восприятие фронтовой действительности. Если мужчину война захватывала как действие, то женщина чувствовала и переносила ее иначе в силу своей женской психологии. Женщина сильнее ощущала перегрузки войны – физические и моральные. То, что пришлось увидеть, пережить и делать на войне женщине, чудовищно противоречило ее женскому естеству.
Вторая сторона феномена. Другая сторона феномена – неоднозначное отношение военного мужского большинства, и общественного мнения в целом, к присутствию женщины в боевой обстановке, в армии вообще. Психологи отмечают, что женщина обладает более тонкой организацией, чем мужчина. Самой природой в женщине заложена функция материнства, продолжения человеческого рода. Женщина дает жизнь. В период Великой Отечественной войны в армии служило 800 тысяч женщин, а просились на фронт еще больше. Не все они оказались на передовой; были и вспомогательные службы, где требовалось заменить ушедших на фронт мужчин. Жестокая необходимость толкнула женщину на этот шаг, желание самой защищать отечество от беспощадного врага, обрушившегося на ее землю, ее дом, ее детей. У многих мужчин было чувство вины за то, что воюют женщины, а вместе с ним – чувство восхищения и отчуждения. Чисто мужское окружение, в котором приходилось обитать в течении длительного времени, также создавало для женщин немало проблем.
ТРУДОВОЙ ПОДВИГ ЖЕНЩИН СОВЕТСКОГО ТЫЛА .
В 1919 г. в работе "Великий почин" Ленин писал: "Нет сомнения, что среди работниц и крестьянок имеется во много раз больше, чем нам известно, организаторских талантов, людей, обладающих уменьем наладить практическое дело, с участием большого числа работников и еще большего числа потребителей...". Организаторские способности советских женщин, получившие высокую оценку В. И. Ленина, с невиданной силой проявились в годы минувшей войны. Во имя защиты Родины и обеспечения победы над врагом советские женщины не жалели ни времени, ни своих сил, показывая всему миру мужество, самоотверженность, любовь к Родине.
Пламенный патриотизм и героизм женщин советского тыла с особой силой проявился в могучем размахе социалистического соревнования. В ходе Всесоюзного социалистического соревнования возникали и принимали массовый характер все новые его формы: досрочное выполнение заказов фронта, выполнение планов на двести, пятьсот и тысячу процентов, движение за совмещение профессий, работа за себя и ушедших на фронт товарищей, создание молодежных и фронтовых бригад и т. д. И во всех этих формах всенародного движения женщины принимали самое непосредственное и деятельное участие.
УВЕЛИЧЕНИЕ ДОЛИ ЖЕНСКОГО ТРУДА В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ СТРАНЫ. Наряду с приходом на производство многомиллионной армии женщин-домохозяек, подростков и пенсионерок в стране развернулось широкое движение женщин и девушек за овладение рабочими специальностями. Когда началась война, патриотическое движение за овладение мужскими профессиями приобрело массовый характер.
. Женщины овладели и такими профессиями, которые прежде были под силу лишь мужчинам: в 1939 г. только в металлообрабатывающей промышленности около 50 тыс. женщин работали токарями, 40 тыс.- слесарями, 24 тыс. - фрезеровщицами, 14 тыс. - инструментальщицами т.д. Так, осуществление равноправия женщин в СССР явилось, одним из проявлений преимущества социализма над капитализмом, бурного расцвета экономического и политического могущества Советского государства. Повышая производственную и политическую активность женщин, воспитывая их в духе советского патриотизма и пролетарского интернационализма
Цех текстильного предприятия, где работали женщины в период Великой Отечественной войны.
Женщины, как медсестры. В годы войны советские женщины – медики своим упорным трудом в тылу и подвигами на фронтах возвратили в строй 72% раненых и более 90% больных. 116 тысяч медработников награждены орденами и медалями Советского Союза, 17 женщин – медиков стали Героями Советского Союза. В войну 1941-1945 гг. в Красной Армии служило около миллиона женщин, при этом значительная часть – во фронтовых условиях. Как и в других странах, их обязанностью была забота о раненых в тыловых лазаретах и госпиталях. Работа на передовой и в прифронтовой полосе по выносу раненых и оказанию медицинской помощи была возложена в основном на женщин. Как и находившиеся на фронте солдаты, санитарки подвергались вражескому обстрелу и рисковали жизнью, выполняя свои задачи.
Преклоняясь перед заслугами женщин на войне, Лига Международного Красного Креста в 1912 году учредила медаль имени Флоренс Найтингейл как высшую награду медсестрам, отличившимся при уходе за больными и ранеными. Медаль присуждается в день рождения самой Флоренс Найтингейл – 12 мая, раз в два года. Этой медалью награждаются указанные лица, отличившиеся в военное и мирное время храбростью и исключительной преданностью раненым, больным, калекам или людям, чье здоровье было под угрозой. Медаль может вручаться посмертно, если награждаемая погибла при выполнении своего долга. Медаль изготовлена из позолоченного серебра, на лицевой стороне надпись на латинском языке « В память Флоренс Найтингейл. 1820-1910.» В центре изображение женщины со светильником, как символ добра, света, милосердия и надежды. На оборотной стороне медали надпись на латинском языке: « За истинное милосердие и заботу о людях, вызывающие восхищение всего человечества ».
Найтингейл Флоренс – английская сестра милосердия и общественный деятель. Во время Крымской войны 1853-1856 гг. наладила полевое обслуживание раненых в английской армии, способствовала созданию полевых кухонь, солдатских бань и прачечных, снабжению лазаретов больничной одеждой, продуктами, перевязочными материалами, что привело к сокращению смертности в лазаретах и значительному улучшению медицинского обслуживания в английской армии. Она организовала первую в мире школу медсестер в госпитале Сет-Томас (Лондон). Она автор работ о системе ухода за больными и ранеными, некоторые из них переведены на русский язык. Всю свою жизнь она посвятила улучшению санитарных условий в больницах. На ее гробнице во Флоренции помещенной рядом с могилами Данте и Микеланджело, сделана надпись: «Она была примером служения людям и прообразом международного милосердия, носителем которого стал позднее Красный Крест».
Бойцы всех родов войск.
История еще не знала такого массового участия женщин в вооруженной борьбе за Родину, какое показали советские патриотки в годы Великой Отечественной войны. Женщины и девушки овладели почти всеми военными специальностями. Много женщин и девушек служило в стрелковых частях и подразделениях в качестве снайперов, пулеметчиц, минометчиц, автоматчиц и т. д. Многие из них командовали расчетами, отделениями и взводами, ротами и батальонами. Вели партийно-политическую и комсомольскую работу. За годы войны лишь на снайперских курсах снайперским мастерством овладели 2484 женщины и девушки.
Многие тысячи советских женщин и девушек отважно сражались за социалистическую Отчизну в Военно-Воздушных Силах. Немало женщин служило и в других частях советской авиации. Женщины вели воздушные бои с противником, расчищали путь пехоте, танкам, помогали им в прорыве вражеской обороны, в преследовании, окружении и уничтожении группировок врага и т. д.
Литвяк Лидия Владимировна
Лидия Литвяк, самая результативная женщина - истребитель Второй Мировой войны, по воспоминаниям сослуживцев, была образцом женственности и обаяния. Невысокая белокурая девушка очень сдержанно относилась к восторженным взглядам и словам однополчан и, что особенно импонировало лётчикам, никому не отдавала предпочтения. Главным для неё была борьба с фашизмом, и этому она отдавала все свои силы. Родилась Лидия Литвяк в Москве 18 августа 1921 года. В 14 лет поступила в аэроклуб, в 15 - выполнила первый самостоятельный полёт. После окончания Херсонской школы пилотов стала одним из лучших инструкторов Калининского аэроклуба. К началу Великой Отечественной войны она успела "поставить на крыло" 45 курсантов - будущих воздушных бойцов.
1 Августа 1943 года командир звена 3-й эскадрильи 73-го Гвардейского истребительного авиаполка Младший лейтенант Л. В. Литвяк не вернулась с боевого задания. По архивным данным, Лидия Владимировна за 8 месяцев совершила 168 боевых вылетов и провела 89 воздушных боёв. Лично сбила 11 самолётов. Была награждена орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ) и Красной Звезды. Характеризуя её как воздушного бойца, бывший командир 273-го ИАП, Борис Ерёмин вспоминал: "Это была прирождённая лётчица. Она обладала особым талантом истребителя, была смела и решительна, изобретательна и осторожна. Она умела видеть воздух".
Герой Советского Союза Литвяк Лидия Владимировна.
Советские женщины служили и в таком роде войск, как бронетанковые, которые выполняли в минувшей войне «роль главной ударной силы в общевойсковом бою». Нелегкое дело быть танкистом, и тем более для женщины. Еще до войны среди танкистов бытовала поговорка: « Броня слабых не любит ». Но трудности не сломили воли советских патриоток, вписавших немало ярких страниц в летопись истории Великой Отечественной войны. Боевые подвиги танкисток были отмечены многими правительственными наградами.
Афганский опыт и современность. Женщина в нашем столетии оказывалась на войне по разным причинам. Одних приводили на фронт факторы духовного порядка – патриотизм, романтизм, определенные идеалы. Участие в боях для таких женщин – это, как правило, действие вынужденное, обусловленное конкретной ситуацией: вражеским вторжением, необходимостью защитить свой дом и близких, желанием помочь своей стране. Вторую категорию составили те, кто, подобно брехтовской мамаше Кураж, стремился воспользоваться случаем, заработать на несчастье других, - женщины, живущие по принципу «война все спишет». При этом меркантильность могла принимать как вполне безобидные, так и весьма циничные формы.
И в заключение хотелось бы отметить, что и сегодня в горячих точках воюют не только мужчины: женщины в камуфляже были в Абхазии и Приднестровье, в Карабахе и Югославии. И «работают» они не только санитарками и поварами, но и снайперами. Женщины - наемницы, «белые колготки» - жуткий призрак Чеченской войны32. И это - страшно. К этому невозможно привыкнуть. Потому что «война - дело мужское». А «женщина на войне - жертва неразумной мужской политики»33. Если даже в мирное время женщина на военной службе воспринимается как явление необычное, то в боевой обстановке - это явление чрезвычайное. И в общественном сознании оно всегда останется таковым.