ВОЗРОЖДЕНИЕ РУСИ.
Москва- ХIVвек.
Иван Калита 1288- 1340гг.
Иван I Данилович Калита получил свое прозвище, как говорит легенда, из-за того, что постоянно носил с собой кошелек (калиту) для раздачи милостыни. Но было бы ошибочным считать его этаким князем-миротворцем, блаженным философом, покровительствующим нищим. Ни в коем случае. Иван Калита зарекомендовал себя в истории как хитрый, жесткий и весьма дальновидный правитель, незаурядный политик, который умел создавать имидж по своему желанию. Можно сказать, что кошелек для раздачи милостыни был одной из частей имиджа, но не более того. Душа Ивана Калиты не страдала за отдельных людей, он мыслил совсем другими масштабами. Иван Калита родился в 1288 году и долго был тенью своего старшего брата – московского князя Юрия Даниловича. Но даже до того, как Иван получил московский стол, его имя связывалось с успехами политики и военных действий московского княжества. Так, в 1304 году Иван оборонял Переяславль от тверских князей, и оборона была весьма успешна – дождавшись подкреплений, Иван нанес поражение неприятелю. В 1319 году Юрий получил великое княжение и уехал в Новгород, оставив Москву в полное управление Ивану. Восемнадцать лет продолжалось княжение Ивана Калиты, и этого времени ему хватило, чтобы многократно усилить Москву и возвысить ее над другими русскими городами.
Дань для Золотой Орды.
Иван Калита отличался редкой прозорливостью. В то время, когда другие князья с трудом сгибались перед Ордой, а некоторые даже пытались активно ей противодействовать, Иван постарался сделать Орду средством возвышения Москвы. Он умел понравиться хану, часто ездил в Сарай (столицу Орды). И в результате, когда другие русские княжества страдали от татарских вторжений, московское княжество процветало. Как писал летописец: «Перестали поганые воевать русскую землю, перестали убивать христиан; отдохнули и опочили христиане от великой истомы и многой тягости и от насилия татарского; и с этих пор наступила тишина по всей земле».
Закладывание первого каменного собора- церковь Успения Богородицы.
Иван Калита прекрасно осознавал роль религии, и буквально с первых дней своего правления добивался, чтобы в Москву была переведена из Владимира митрополичья кафедра. И добился своего. Москва автоматически стала духовной столицей всей Руси. Искусство нравиться людям Иван приложил не только к хану, но и к митрополиту Петру, и святитель жил в Москве больше и чаще, чем в других местах, умер в Москве и был погребен в ней. Ценность гроба Петра для Москвы сложно переоценить. По крайней мере следующий митрополит, Феогност, уже не хотел никуда уезжать, а оставался при гробе и доме чудотворца Петра. Не удивительно процветание Москвы с таким правителем. Ведь в Москву стремились люди со всей Руси – к спокойной жизни, к святым мощам, в центр российской духовности. Причины у всех были различные, но результат очевиден: вокруг Москвы разрастались села, все больше бояр приходило на поклон к князю, земля расцветала.
Троице- Сергиев монастырь
Иван Калита приобретал земли не только политическим и психологическим воздействием, а и обычной куплей (не зря же его прозвали Калитой). И другие князья, бездумно продававшие «бросовые» земли Ивану, вдруг обнаруживали, что московское княжество уже подступило практически под их окна, а «бросовые» земли неожиданно оказывались настоящим кладезем для развития торговли и сельского хозяйства. Иван Калита точно знал, что торговля для государства очень важна, деньги – это кровь государства, и они должны течь свободным потоком. Поэтому во времена княжества Калиты разбойников на дорогах московского княжества практически не было: специальные патрули, назначенные князем, уничтожали малейшие поползновения к помехе торговым людям.
Князь, который вместе с войсками Орды разорил Тверь и многие другие русские земли, получил прозвище Добрый – удивительный успех в создании имиджа! Результатом этого тверского похода стало еще и то, что Иван в 1331 году получил ярлык на Владимирское великое княжество. По словам летописцев после этого наступила тишина во всей Северо-Восточной Руси. Даже татары перестали совершать набеги на русские земли, ведь Иван Калита был любимцем хана, а противодействовать Золотой Орде татары не решались. Иван Калита добился еще одного – финансовой самостоятельности. Если до него подати собирали ханские баскаки, специально присылаемые из Орды, то Ивану ханом было доверено решать финансовые вопросы самостоятельно. Собственно говоря, именно это и позволяло московскому князю «прикупать» земли у соседей, а то и целые города. В духовной грамоте Дмитрия Донского (внука Калиты) было отмечено, что Иваном были куплены Углич, Галич Мерьский, Белоозеро. Правда, до XIV века в этих городах правили местные князья, но по сути они являлись только наместниками московского князя. Именно Иван Калита заложил те основы могущества, которые впоследствии были использованы Дмитрием Донским, и в конце концов вывели Русь из-под власти Орды, сделав ее самостоятельным и могущественным государством.
Отец Сергий благословляет Дмитрия Донского на битву.
Шапка Мономаха