Работа с документами и историческими источниками на уроках истории
Одним из способов построения урокаистории, который стимулировал бысамостоятельную деятельностьучащихся, формировал потребность взнаниях, интерес к истории являетсяиспользование историческихисточников.
Данный метод получил названиелабораторного. Развивая интерес к истории,лабораторный метод позволяетиндивидуализировать преподавание с учетомвозраста и степени подготовленностиучащихся, их умственного развития; повыситьинтенсивность труда старшеклассников;научить его анализировать материал и делатьсамостоятельные выводы; формироватьисторическое сознание. Основными способами"учебного исследования" выступаетисторический анализ и критика источников.
Ведущей дидактической цельюпрактических занятий являетсяформирование практических умений.Целесообразно использовать системузаданий, ориентированных на три уровняпознавательной деятельности:воспроизводящий, преобразующий,творческо-поисковый.
Источниками при изучении курса истории, помимоучебника, могут выступать: отрывки из произведений историков, философов, ученых прошлого; мемуары, дневники современников, очевидцев исторических событий; фрагменты из современной научной, научно-популярной, художественной литературы; фрагменты документов (нормативных, программных, международных, правовых и др.); газетная информация и публицистические материалы; справочные, статистические материалы; наглядные средства обучения.
Приёмы работы с историческим текстом чтение и анализ; выписки определений понятий, основных положений, выделение главной идеи; комментированное чтение; коллективный разбор текста; формулирование вопросов к тексту; обобщение фактического и теоретического материала в целях конкретизации изучаемых общественных явлений; выявление различных подходов к общественно-историческому развитию; анализ аргументации авторов; нахождение разных способов решения проблем на основе сопоставления нескольких источников; формулирование обобщенных выводов; выявление причинно-следственных связей и построение логической цепи суждений; составление текстовых, сравнительно-обобщающих и конкретизирующих таблиц, логических и текстовых схем, планов (развернутого, структурно-логического, тематического), тезисов, конспекта; подготовка сообщений, рефератов и т.д.
Выбор уровней определяется познавательными возможностями ученика и целями обучения: 1 уровень – воспроизводящий.Предполагает выписки основных понятий,определений, выводов, ответы напоставленные вопросы, требующие уточненияи пересказа текста; заполнение таблицы,схемы по образцу в ходе коллективногоразбора документа, ориентированного напонимание текста; составление простого планаи т.д.
2 уровень – преобразующий. Вопросы изадания могут включать рассказ ученика подокументу, сопровождающийся анализомтекста, выделением в нем основной идеи,вывода, синтезом положений источника сдругим теоретическим материалом(самостоятельный отбор, группировка фактов,идей и привлечение их учеником для раскрытияизучаемой темы); составление развернутогоплана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц,схем; самостоятельную постановку вопросов кдокументу; подготовку рефератов, докладов идр.
3 уровень – творческо-поисковый. На данномуровне учащимся предлагаютсяпознавательные задания, требующие осмысления исопоставления точек зрения мыслителей, положенийнескольких документов; выявления линий сравненияизучаемых явлений и составление сравнительныхтаблиц, логических цепочек; применениятеоретических положений документа длядоказательства, аргументирования своей точки зрения,обсуждения дискуссионных проблем; посильнойпоисковой деятельности по сбору материала, егоанализу и систематизации по определенной теме,подготовки творческих сочинений, эссе и др.
На уроках истории в старших классахцелесообразно использовать задания,ориентированные на творческо-поисковый уровень познавательнойдеятельности, на развитие у учащихсяумений анализировать, сопоставлятьтексты документов, высказывать иобосновывать собственные оценки исуждения по рассматриваемой проблеме.
Работа с документом приближаетучеников к изучаемой эпохе, изучаемомусобытию, создает особыйэмоциональный фон восприятия. Самучебный процесс приобретаетисследовательский характер. Изменяетсяи функциональная деятельность учителя:он выступает преимущественно какорганизатор и руководительсамостоятельной работы учащихся.
Разработку урока-практикума в 10 классе по теме: “Смутное время Российского государства”. Цели урока:на основе анализа документального и учебного материала определить причины, сущность и последствия Смутного времени; знать отношение различных слоев к этому явлению; выделять основные периоды Смуты; учиться выявлять причинно-следственные связи; развивать умение анализировать, систематизировать, обобщать учебный материал; формировать умение рассматривать историческую проблему с различных позиций; совершенствовать навыки самостоятельной работы с документами; выработать собственное отношение к рассматриваемой проблеме.
Оборудование урока: учебник – СахаровА.Н., Буганов В.И.История России сдревнейших времендо конца XVII века;рабочие листы сдокументами,вопросыи задания кдокументам.
1. Вступительное слово Тридцатилетие с конца XVI по начало XVII векав русской истории получило название Смутаили Смутное время. Этот термин,предложенный еще в XVII в. Г. Котошихиным,был подхвачен исследователями, посколькуочень точно давал представление опроисходивших в то время событиях: сменацарей, кровавые междоусобицы, остраяполитическая и социальная борьба, иностраннаяинтервенция, народно-патриотические движения.
Историки о Смуте Первые русские историки В.Н. Татищев,М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин видели вСмуте “безумную распрю знатных шляхецких родов”,“буйство народное”, “разврат русских людей от чернидо вельмож”, “бунт безумный и беспощадный”. С.М. Соловьев полагал, что Смута быларешительным столкновением общественных(земских) и “противуобщественных” (родовых) началрусского общества.
В.Б. Кобрин определил Смутное времякак “сложнейшее переплетениеразнообразных противоречий – сословных инациональных, внутриклассовых имежклассовых”. Нет единства и в вопросе опричинах Смуты. Современники рассматривалиСмуту так: “Смута – божья кара загрешную жизнь”.
Задание учащимся На основании приведенныхдокументов сформулировать иобосновать собственное мнение опричинах, сущности и последствияхСмутного времени”.
Вопросы и задания к документам Сформулируйте определение Смуты (Смутного времени), перечислите её причины.Опишите положение в стране, которое привело к возможности появления самозванцев. Кто и почему поддержал Лжедмитрия в стране и за рубежом? Можно ли считать Смуту специфическим российским явлением? Как вы оцениваете последствия Смуты?
Список документов Из грамоты II ополчения с призывом отстать от “воровства”. 1612 год.Из повести “История о первом патриархе Иове”.Из приговора нижегородцев о создании II ополчения.
Исторические цитаты: Н.М. Карамзин “История государства Российского”В.Б. Кобрин “Смута”Н.И. Костомаров “Смутное время Московского государства”И.Е. Забелин “Минин и Пожарский. Прямые и кривые в Смутное время”С.Ф. Платонов “Лекции по русской истории”.
Итоги урока Учащиеся работают с источниками,сопоставляют, анализируют позицииразличных авторов, выполняют задания,делают выводы на основе проделаннойработы и оформляют их в тетрадях.