Прозвенел звонок, а это значит, Что наша встреча началась!
Рабство в Древнем Риме
Источники рабства
Труд рабов В поместье Поместье – земельное владение состоятельного римлянина
Труд рабов Марк Порций Катон. Земледелие. Марк Порций Катон (234 – 149 гг. до н.э.) – видный государственный деятель, оратор и историк. В трактате «Земледелие» он дал описание поместья, типичного для центральной Италии. Если стояла дождливая погода, то вот работы, которые можно делать и в ливень: мыть доли (сосуды для вина) и осмаливать их, прибирать усадьбу, переносить хлеб, выносить навоз наружу, устраивать навозную кучу, очищать зерно, починять веревки, плести новые; рабам надлежало в это же время заняться починкой своих одеял и плащей. По праздникам можно было чистить старые канавы, прокладывать общественную дорогу, вырезать колючие кусты, вскапывать огород, обкашивать луга, резать веники, вырывать колючую траву, наводить чистоту… Где применялся труд рабов в поместье в выходные и праздничные дни?
Труд рабов
Труд рабов В доме знатного римлянина
Труд рабов На рудниках Древнего Рима
Труд рабов Рабы в рудниках При свете факелов стены галереи казались изъеденными жуком – точильщиком. В каждом углублении копошились обтянутые кожей скелеты: один, лежа на спине, бил над собой скалу; другой, занося молоток вбок, откалывал куски породы; женщины, стоя на коленях, долбили стену острыми молотками. Движения их были монотонны. Они казались призраками, обреченными на веки веков производить один и тот же взмах. Ни на ком – ни клочка одежды. Только цепи на ногах, звеневшие, когда работник менял положение. Все выглядели одинаково старыми, даже заморыши – дети, сновавшие туда и сюда, подбирая отколотую породу и складывая её в ручные тележки. - И это живые люди! Остроменская Н. Ф. Ветеран Цезаря. М.,1969, с. 79- 80 Докажите, что труд рабов на рудниках был тяжелым. С кем и с чем автор сравнивает рабов?
Гладиатор- сильный раб, владеющий оружием, сражавшийся на потеху публики.
Амфитеатр- специальное сооружение для гладиаторских игр.
Применение труда рабов в Риме Сельское хозяйство Ремесленное производство Рудники Работа прислуги Гладиаторские бои
Условия жизни и быта рабовПоложение рабов Из двухэтажного дома на перекрёстке доносился запах свежевыпеченного хлеба. Повеяло чем – то родным. Но в подвалах таких милых, уютных, вкусно пахнущих домов рабы крутят день и ночь тяжелые жернова. Булочники в праздники увешивают шеи ослов и мулов связками румяных хлебов. А рабам у мельницы они жалеют горстки муки. Чтобы невольники не могли поднести рук ко рту, им одевают на шеи деревянные рогатки, как хомуты. Вот и дом Сильвия Феликса. Над входом надпись: «Гай Сильвий Феликс приветствует дорогих гостей и желает им счастья и долголетия» . А у порога, на вероятно, изъеденной временем каменной плите, сидит человек с взлохмаченной головой. Цепь от его ноги тянется к медному кольцу, прикрепленному к стене. Это раб – привратник. Сколько ему лет? Тринадцать или пятьдесят? Да знает ли он сам об этом? Запомнил ли он свое настоящее имя? Откликается ли он на кличку Рекс или Карнэ, как сторожевой пес? Немировский А.И. Белые, голубые и собака Никс, с. 126
Оживи картину
Отношение к рабам в обществе Римский ученый Варрон «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие – рабы, мычащие – быки, немые – повозки, лопаты, плуги»
Отношение к рабам в обществе «Одни орудия являются одушевленными, другие – неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие – рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо.» Греческий ученый Аристотель
Путь к свободе Работаем с текстом учебника на стр. 192 -193
Путь к свободе Докажите, что между римским гражданином и вольноотпущенником существовало различие.
Рабство в Древнем Риме
Продолжи предложениеБыло интересно… Меня удивило… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось…
Домашнее задание: § 47; стр.193 – 194 Творческое задание по выбору: - напишите сочинение на тему «Один день из жизни раба»; - составьте кроссворд по изученной теме.
Спасибо за урок!