Общие условия развития русской культуры в доордынский период феодальной раздробленности Подготовил студент факультета русской филологии и национальной культуры отделения культурологии, группа 1Г Першин Святослав
С XI в. Киевская Русь, так же, как и Западная Европа, начинает переживать период феодальной раздробленности. Распад Руси на удельные княжества начинается еще при жизни Ярослава Мудрого (1019 -1054) и усиливается после его смерти. В 1097 г. Любече состоялся съезд русских князей. На нем было принято два важных решения: - во-первых, прекратить княжеские усобицы, - во-вторых, придерживаться принципа "Каждо да держит отчину свою".
Время с начала XII в. до конца ХV в. называют периодом феодальной раздробленности или удельным периодом. На основе Киевской Руси к середине XII в. сложилось примерно 15 земель и княжеств, к началу XIII в. - 50, в XIV в. - 250. В каждом из княжеств правила своя династия Рюриковичей.
Современные исследователи понимают под феодальной раздробленностью период XII - XV вв. в истории нашей страны, когда на территории Киевской Руси образовалось и функционировало от нескольких десятков до нескольких сотен крупных государств. Феодальная раздробленность явилась закономерным итогом предыдущего политического и экономического развития общества, так называемого периода раннефеодальной монархии.
Причины феодальной раздробленности Выделяют четыре наиболее значимых причины феодальной раздробленности Древнерусского государства: 1. Политическая (огромные пространства Восточно-Европейской равнины, многочисленные племена – все это способствовало децентрализации государства); 2. Социальная (К началу XII в. усложнилась социальная структура древнерусского общества ); 3. Экономическая причина (в рамках единого государства сложились самостоятельные экономические районы); 4. Феодальной раздробленности способствовала и внешнеполитическая обстановка (Русь в этот период не имела серьезных противников, так как великие князья киевские сделали многое, чтобы обеспечить безопасность своих границ).
Из государств, сложившихся на территории Древней Руси, наиболее крупными и значительными были Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское княжество и Новгородская боярская республика. Именно они стали политическими наследниками Киевской Руси.
Новгородская боярская республика выбрала прозападную позицию, что сказалось и на её культуре Однако, являясь самой большой по территории и самой богатой землей этого периода, Новгородская земля из-за стремления отгородиться от общерусских проблем потеряла исторический шанс стать центром объединения всех русских земель.
В то время, когда в Галицко-Волынском княжестве шли бесконечные распри между князьями и боярством, в Новгороде - ссоры и усобицы на вечах, на Северо-Востоке русских земель закладывались основы новой русской государственности. Однако Владимиро-Суздальское княжество повторило судьбу всех русских земель: после смерти Всеволода Большое Гнездо оно распалось на множество мелких.
В период феодальной раздробленности вокруг Галича, Новгорода и Владимира формируются три культурных общерусских центра. Они складываются на основе традиций Киевской Руси, но в каждой из них складывалась своя эстетическая среда, вырабатывались свои художественные идеалы, свое понимание и выражение красоты. И это не свидетельствовало о распаде древнерусской народности и ее культуры. Несмотря на существование местных школ, стилей, традиций, древнерусская культура продолжала оставаться единой в своей основе. Время феодальной раздробленности было временем не упадка, а расцвета древнерусской культуры.
Именно этот период истории подарил миру такие шедевры искусства как «Повесть временных лет» и «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника», «Поучение» Владимира Мономаха в литературе, Успенский собор во Владимире и церковь Покрова на Нерли в архитектуре, иконы «Владимирская Богоматерь» и «Ангел Златые власы» в иконописи.
Таким образом, в целом в доордынский период была создана мощная древнерусская культура. Далее на Руси настанут тяжелые времена, нашествие монголо-татар нанесет культуре Руси значительный урон, но русская культура не погибнет. Она смогла выразить такой высокий духовный идеал, она обладала такими мощными творческими возможностями, таким большим запасом оригинальных художественных идей, что далеко себя не исчерпала. Древнерусская культура XI - XII вв. заложила основы для культуры новой русской государственности - Московского царства.
Список литературы 1. История [Эл. ресурс] Москва, 2010. – Режим доступа: http:/ www.ido.rudn.ru. – Загл. с экрана. – Дата доступа: 11.03.10. 2. Сахаров, А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века [Текст] : учебник для 10 класса общеобразоватю учреждений / А.Н. Сахаров, В.Н. Буганов; под ред. А.Н. Сахарова. – 8 изд. – М.:Просвещение, 2002. – С. 65-121.