Методика преподавания «Основ православной культуры». Заболотнова Татьяна Ивановна
1.Православная культура в системе общеобразовательной школы. ПЕРВЫЙ ДЕНЬ
Деятельность РПЦ в 20 веке Максимум возможностей (1900–1917 гг.) Период ограничений (1917 – 1988 гг.) Период активности (1988 – 2000 гг.)
История развития практики знакомства с культурой Православия 1988 г. Новый взгляд на роль РПЦ в истории и культуре России 1992 г. Первые педагогические чтения 2002 г. Примерное содержание образования по предмету ПК 2003 г. Первый УМК 2007 г. Разработана концепция новой образовательной области - духовно-нравственная культура.
Содержательные линии Примерного содержания образования по предмету «Православная культура»»» 1) Православная христианская картина мира 2) История православной религии и культуры 3) Православная культура и религии мира 4) Письменная культура Православия (православная словесность) 5) Православный образ жизни 6) Нравственная культура Православия 7) Художественная культура Православия 8) Православие – традиционная религия русского народа 9) Региональный (национально-региональный) компонент образования (дополнение к пунктам 4, 5, 7, 8 – учитывает региональные особенности).
Следствия возникновения христианства: - возникновение христианской картины мира, - возникновение Церкви – общности верующих в Иисуса Христа и живущих по его заповедям, - возникновение христианской культуры.
Раскрыть темы : (1)Православная христианская картина мира отражает цели создания мироздания и человека ,его предназначение в мире. (6)Нравственная культура православия возвышает человека до идеала жертвенной любви. (5)Православный образ жизни предлагает путь совершенства человека ,цель которого –святость.
Главный принцип программы и каждого урока : Христоцентричность- человечество к приходу Иисуса Христа имело развитую культуру. Христос преобразил все чем жил и живет человек. Концентричность Универсальность – знакомство с иными религиями, религиозно-философскими системами, наиболее значимыми достижениями религии, культуры, науки и образования с точки зрения Православной церкви. Ориентация на усвоение не объема знаний, а на духовно-нравственное воспитание. Учет возрастных особенностей детей. Учет состояния сознания современного школьника. Учитывать степень вовлеченности в современную культуру. Учет содержания школьных программ, существующих в настоящее время.
Разнообразие в подходах, три образовательные стратегии 1. Законоучительный подход 2.Культуролологический подход 3. Личностно-ориентированный подход
Законоучительный подход Противопоставление веры и знания- не сбалансированная дидактическая система
Культурологический подход 1.Поворот к отечественным ценностям и достижениям отечественной культуры 2.Традиционная религиозная культура как существенная часть культуры российского общества в прошлом и в современности 3. Человек рассматривается как высшая духовная ценность
Д.С.Лихачев Между тем культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией. В понятие культуры должны входить и всегда входили религия, наука, образование, нравственные и моральные нормы поведения людей и государства.
Личностный подход Концепция новой образовательной области в учебном плане общеобразовательной школы - «Духовно-нравственная культура». Освоение богословских знаний тесно связано со сферой нравственно-мотивационной, определяющей характер культурной и социальной активности человека
ПРАКТИКА
. СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РАЗЛИЧИЯ В ПРЕПОДОВАНИИ ЗАКОНА БОЖЬЕГО ОТ ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО КУРСА (По диакону Андрею Кураеву) Задача педагога: объяснение смысла православного вероучения на языке современной культуры
КОМПОНЕНТЫ СОДЕРЖАНИЯ ЗНАНИЙ В ОБЛАСТИ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ. согласно теории личностно-ориентированного образования культурологического типа академика Е.В.Бондаревской
Иван Ильин о культуре «Культура начинается там, где духовное содержание ищет себе верную и совершенную форму. Христианская культура – совершенствование в духе самого себя, и ближнего, и вещей. Драгоценные достояния христианской культуры, рожденные духом: Евангелие как живой поток любви, духовные облики людей, законы, установления и способы совместной жизни, материальные облики вещей».
2007 год-диплом конкурса «За нравственный подвиг учителя»
2009 год-диплом конкурса «За нравственный подвиг учителя»
Приоритетные функции курса «Уроки добра» Образовательное действие: Знакомство с христианскими представлениями о человеке и мире, нравственными христианскими ценностями . Развивающее действие: Осознание значимости норм нравственного поведения человека в мире. Воспитывающее: Формирование нравственных и эстетических чувств. Культурологическое: Развитие представлений ребенка о культуре
Содержание по годам обучения 1.ДОБРО И ЗЛО В МИРЕ 2.О ТЕХ КТО ЖИВЕТ В ДОБРЕ 3.ЕВАНГЕЛЬСКОЕ УЧЕНИЕ О ЛЮБВИ
Методическое обеспечение
Создание культурологического воспитательного пространства Конкурс «Ручейки добра – нравственная и культурная красота православия»