История Отечества Начало правленияПетра I.
План урока 1.Детство Петра.2.Царевна Софья.3.Начало царствования Петра.4.Азовские походы.5.Великое посольство.
Задание на урок. Что повлияло на формирование характера и мировоззрения Петра I.
1.Детство Петра. Петр I родился от 2-го брака Алексея Михай-ловича с Натальей На-рышкиной в 1672 г.После смерти отца в 1676 г. царем стал Фе-дор,но он был болез-ненным и в 1682 г. ско-нчался.Боярская Дума провозгласила царем 10-летнего Петра.Но стрельцы подняли мятеж.Петр I в детстве.Неизвестный художник.
1.Детство Петра. У маленького Петра нас-тавником стал Н.ЗотовОн научил мальчика чи-тать,писать и считать и на всю жизнь при-вил ему интерес к уче-нию.Зотов,мастер на все ру-ки обучил царевича ра боте на токарном стан-ке,и впоследствии тот любил и умел рабо-тать руками.Петр и Н.Зотов.Миниатюра к. 17 в.
2.Царевна Софья. Во время восстания, стрельцы потребова-ли сделать царями Пе тра и Ивана,а Софью регентом.Иван был слабоумным и Софья его не опаса-лась,а Петр с матерью был отправлен в Пре-ображенское.Петр стал посещать Не-мецкую слободу и по-дружился с иностран-цами.Петр,Ивани патриарх Андриан.Миниатюра к. 17 в.
2.Царевна Софья. Власть оказалась в ру-ках Софьи,за которой стояли Милославские и ее фаворита В.Голи-цина.Они начали пре-образования,но выну-ждены были постоян-но следить за Петром и Нарышкинами,чтобы не потерять власть.Опорой Софьи были стрелецкие полки об-лагодетельствован-ные ею.Царевна Софья.Современный рисунок.
2.Царевна Софья. Петр,находясь в Преоб-раженском,создал из ровесников потешные полки,которые прохо-дили военную подго-товку под руководст-вом иностранцев.В 1686 г. на р.Яузе он на шел полуразвалив-шийся ботик,на кото-ром после ремонта на-чал ходить под пару-сом.Петр и потешные полкиМиниатюра к. 17 в.
3.Начало царствования Петра. Стрельцы..Миниатюра 19 в.Летом 1689 г. до Петра дошли слухи,что Софья послала в Преображенское стрельцов арестовать его.Петр в страхе бежал в Троице-Сергиев монастырь.Вско-ре туда стали переезжать бояре и Софья поняла,что проиграла.По приказу Петра ее заточили в Новодеви-чий монастырь. А стрельцов казнили.
4.Азовские походы. В 1695 г. Петр I,желая за-воевать выход к Чер-ному морю отправил-ся к Азову и осадил его.Но турки подвози-ли все необходимое по морю.Штурм крепости завер-шился неудачей и Петр отошел на р.Во-ронеж,где согнанные сюда крестьяне всю зиму строили кораблиОсада Азова.Миниатюра к. 17 в.
4.Азовские походы. Взятие Азова.Гравюра к.17 в.А.Шхонебека.Весной 1696 г.русская армия в сопровождении флоти-лии спустилась по Дону и вновь осадила Азов.На этот раз город был блокирован и с суши и с моря. Вскоре начался штурм и Азов пал.Но, не владея проливами, торговать с Европой по-прежнему было нельзя.
5.Великое посольство. Домик Петра I наСаардамской верфи.Миниатюра к.17 в.В 1697г.в Европу с целью поиска союзников против Тур-ции отправилось «Великое посольство».Вместе с ним поехали 35 молодых дворян для обучения ремеслам.Петр,прибыв в Голландию,инкогнито устро-ился на верфь и вскоре получил диплом плотника .
5.Великое посольство. Петр I в Англии.Современный рисунок.По приглашению В.Оранского Петр посетил Англию, где научился проектировать корабли.«Великое посольство»,находясь в Австрии, выяснило, что союзников для борьбы с турками найти не удаст-ся и Петр поспешил приехать В Вену.Но там он полу-чил известие о бунте стрельцов.
5.Великое посольство. В.Суриков.Утро стрелецкойказни.Приехав в Москву,Петр не смотря на казнь 58 че ловек,провел новое расследование и казнил еще более 700 стрельцов.Возвратившись в Европу,Петр смог создать Се-верный Союз для борьбы со Швецией.