Мясоедов Григорий Григорьевич (1834-1911) "Чтение манифеста 19 февраля 1861 года" (1873)
Краткий анализ применяемой на уроке технологии Критическое мышление Дифференцированный алгоритм чтения исторического текста- основные положения крестьянской реформы 1861 года Маркированный текст Синквейн Анализ литературных источников - отрывок из поэмы Н.А.Некрасова « Кому на Руси жить хорошо»
Характеристика темы Программа по истории и обществознанию. М, Просвещение, Учебник А.А. Данилов, Л.Г.Косулина История России 19 век § 20 . М, Просвещение 2007 Данный урок является частью темы «Отмена крепостного права» .Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Место урока в изучаемой теме № урока Тема урока Результат обучения 1 Предпосылки и необходимостьотмены крепостного права Причины отмены крепостного права, российская« оттепель» 2 Крестьянская реформа 1861 года Проектыреформы, основные положения крестьянской реформы 3-4 Либеральные реформы 60-70х гг.19 века Значение Великих реформ
Спасибо за внимание!
План урока Тип урока: урок изучения нового материала Вид урока: смешанный Цели урока: Образовательная : познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны , дать оценку реформе; Развивающая: развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное. Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма План урока: Подготовка крестьянской реформы Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Значение отмены крепостного права
Новые термины и даты 19 февраля 1861 года-»Манифест об освобождении помещичьих крестьян»; «Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»; временнообязанные крестьяне; отрезки; мировой посредник; уставная грамота, переход на выкуп.
Материально-техническое обеспечение урока 1.Мультимедийный проектор 2.Компьютер. 3.Карта «Отмена крепостного права в России в 1861 году»
Межпредметные и внутрипредметные связи Новая история: Движение за отмену рабства и Гражданская война в США. Обществознание: Роль политической сферы в жизни общества. Реформы. Литература: Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
Технологическая карта урока Дидактическая структураурока Методическая подструктура урока Тема урока, план урока, возможная личностно-значимаяпроблема Тема: Отмена крепостного права в России в 1861 году. План: 1.Подготовка отмены крепостного права 2.Отмена крепостного права 3.Значение отмены крепостного права. Возможная личностно-значимая проблема: Почему Н.А.Некрасов о крестьянской реформе написал следующее: «Порвалась цепь великая,порвалась-расскочилася:одним концом по барину, другим- по мужику!»? Проблемное задание на урок: Раскрыть сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что реформадала гражданские права и свободы 25млн.крестьян,ноне наделила их землёй; вводятся в оборот новые термины –временнообязанныекрестьяне,отрезки,выкуп.
Дидактическая структура урока Методическая структура урока Методыи приёмы обучения. Формы организации учебной деятельности. Проверкадомашнего задания.5 минут. Учитель: беседа, постановка проблемы, цели урока Ученики: актуализация знаний. Метод: постановка риторических вопросов Изучение нового материала. Осмысление. 30 минут 1.Подготовка отмены крепостного права. Учитель: беседа с классомс опорой на слайд презентации Ученики: работа в группах, работа в тетрадях-схема в тетради Проблема:условия отмены крепостного права в проектах Назимова, либеральных чиновников и помещиков иАлександра 2. Метод: критическое мышление, групповое принятиерешения 2.Отмена крепостного права Учитель: постановка проблемы,схема алгоритма Ученики: анализ исторического источника, самостоятельнаяработа- заполнитьсхему в тетради
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста 5 марта - объявление об отмене крепостного права Предоставление свободы крестьянам Наделение землей Выкупная сделка на определенных условиях Крестьяне – собственники Крестьяне - временнообязанные Отрезки Порядок выкупной сделки определялся «Уставной грамотой»
Значение отмены крепостного права Личная свобода крестьян Социальное расслоение: Сохранение помещичьего землевладения Малоземелье крестьян Необходимость других реформ Создание условий для развития капитализма
Проект отмены крепостного права Редакционные комиссии Губернские дворянские комитеты Губернские проекты Губернские проекты Губернские проекты
отрезки максимальный Р О С С И Я Нечерноземная полоса Черноземная полоса Степная полоса РАЗМЕР НАДЕЛА минимальный отрезки Надел, которым пользовался крестьянин до реформы 10 – 40 % надела помещику
ВЫКУПНАЯ СУММА в 1,5 раза больше реальной стоимости земли 20% крестьянин платил сам 80% государственная ссуда выплатил не выплатил полностью свободен временно-обязанный (несет феодальные повинности) крестьянин должен возвратить в течении 49 лет начисление 6 % годовых Порядок совершения выкупной сделки Выкупные платежи до 1907 года
Литература А.А.Данилов, Л.Г.Косулина «История России XIX век» М. – «Просвещение» – 2008 А.Г.Важенин «Конспекты уроков для учителя истории 8 класс. История России XIX век» М. – Владос-Пресс – 2001.
Домашнее задание Задание в рабочей тетради ст 5-9 § 20