Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Возник в Аравии в VII в. Основатель - Мухаммед. Ислам складывался под значительным влиянием христианства и иудаизма. В результате арабских завоеваний распространился на Ближнем и Среднем Востоке, позднее в некоторых странах Дальнего Востока, Юго-Восточной Азии, Африки.
Главные принципы ислама изложены в Коране. Главные принципы ислама изложены в Коране. Основные догматы - поклонение единому всемогущему Богу - Аллаху и почитание Мухаммеда пророком - посланником Аллаха. Мусульмане верят в бессмертие души и загробную жизнь.
Происхождение ислама яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь очень много легендарного. Происхождение ислама яснее, чем происхождение христианства и буддизма, ибо оно почти с самого начала освещается письменными источниками. Но и здесь очень много легендарного. По мусульманской традиции, основателем ислама был пророк Божий Мухаммед, араб, живший в Мекке; он якобы получил от Бога ряд «откровений», записанных в священной книге Коране, и передал их людям.
- священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г. - священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв и проповедей, произнесенных Мухаммедом между 610 и 632 г.г.
Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Сначала пророческие откровения передавались в общине изустно, по памяти. Некоторые из них верующие записывали по собственной инициативе пока, наконец, в Медине по указанию Мухаммада не стали вестись систематические записи. Канонизирование содержания Корана и составление окончательной редакции произошло при халифе Олифе (644-656г.г.). В Коране его правовая значимость определяется следующим образом: "ИТАК, МЫ НИСПОСЛАЛИ ЕГО КАК АРАБСКИЙ СУДЕБНИК" .
Другая часть религиозной литературы мусульман – это СУННА, состоящая из священных преданий ( ХАДИСОВ) о жизни, чудесах и поручениях Мухаммеда. Другая часть религиозной литературы мусульман – это СУННА, состоящая из священных преданий ( ХАДИСОВ) о жизни, чудесах и поручениях Мухаммеда. Сборники хадисов составлялись в IХ веке мусульманскими богословами – Бухари, Муслимом и др. Но не все мусульмане признают сунну; признающие ее называют суннитами, они составляют значительное большинство в исламе.
- свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права" - свод религиозных и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права"
Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате четырех видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате четырех видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: - обязательные, - рекомендуемые, - дозволенные, - запрещенные и подлежащие наказанию.
Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указания Мухаммеда : "ЕСЛИ ВЫ САМИ НЕ ЗНАЕТЕ, СПРОСИТЕ ТЕХ, КТО ЗНАЕТ". К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкала и ФЕТВА - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
РАСКОЛ В ИСЛАМЕ УХОДИТ КОРНЯМИ В ИСТОРИЮ РАСКОЛ В ИСЛАМЕ УХОДИТ КОРНЯМИ В ИСТОРИЮ внутренней борьбы среди арабов – борьбы за власть между преемниками Мухаммеда. Четвертый халиф – Али был кровным родственником пророка – его двоюродным братом и зятем; приверженцы Али не признавали законности прежних халифов, так как они были не из рода пророка, а были «избраны» религиозной общиной, т. е. попросту узурпировали власть.
Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. Главная черта шиизма – вера в то, что законными преемниками пророка Мухаммеда – имамами – могут быть только его сородичи-потомки, а «избранные» общиной халифы незаконны. Но шиизм не остался единым, внутри него возникли различные течения. Господствующим стало течение, признающее 11 законных имамов – потомков Али; двенадцатый имам будто бы еще в IХ веке таинственно скрылся и где-то пребывает невидимо, однако должен в конце времен объявиться как спаситель – махди.
Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Другие ответвления шиизма насчитывают гораздо меньше последователей и составляют скорее секты. Такова секта ИСМАИЛИТОВ, распространенная отныне в районах Афганистана, Таджикистана и др. Верующие исмаилиты считают Ага-хана наследником пророка Мухаммеда. По одной из версий, секта исмаилитов откололась от шиитской ветви ислама в VIII-ом веке после того, как Исмаил - старший сын шестого шиитского имама Джафара ас-Садыка - был лишен права наследования. Однако несогласные с этим решением продолжали считать его седьмым имамом.
От исмаилитской секты отделилась в IХ веке группа карматов – демократическая секта, члены которой , преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, установили общность имущества. От исмаилитской секты отделилась в IХ веке группа карматов – демократическая секта, члены которой , преимущественно крестьяне и бедуины Аравии, установили общность имущества. Секта карматов просуществовала до ХI века. От того же исмаилизма отделилась секта ассасинов, соединявшая мистицизм с фанатической борьбой против не мусульман. В годы крестовых походов ассасины были самыми ярыми врагами крестоносцев. Наконец в ХI веке от того же корня отделилась группа последоватнлей халифа Исмаила ад Дарази последователи секты до сих пор известны как друзы (в Ливане).
СУННИЗМ В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом. Сторонники его признают законность сунн.
СУФИЗМ религиозно-мистическое течение в исламе, возникшее в 8-9 вв. и получившее распространение в странах Арабского халифата. Суфизм — это путь очищения души от скверных качеств (нафса) и привития похвальных качеств духу (рух). Этот путь мюрид («ищущий», «жаждущий») проходит под руководством муршида («духовного наставника») уже дошедшего до конца пути и получившего от своего муршида разрешение (иджаза) на наставничество, или самостоятельно при наличии развитой природной интуиции (внутреннего учителя).
одно из названий секты в исламе, одно из названий секты в исламе, оформившейся в XVIII веке. Ваххабизм назван по имени Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба (1703—1792). Мухаммад ибн Абд-аль-Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда, и протестовал против всех последующих инноваций. В 1932 году его последователи в результате борьбы создали независимое арабское государство — Саудовскую Аравию. Своей основной задачей ваххабиты считают борьбу за очищение ислама от различных чуждых ему примесей, основанных на культурных, этнических или каких-то других особенностях тех или иных мусульманских народов. Ваххабиты отрицают возможность «посредничества» между Аллахом и человеком. Отрицают суфизм
"Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" . "Сражайтесь с врагами вашими на войне за веру, но не нападайте первые. Бог ненавидит нападающих. Убивайте врагов ваших везде, где найдете их; изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгоняли. Отступничество хуже убийства. Не сражайтесь с ними у святого храма, разве только они вызовут вас. Если нападут на вас - купайтесь в крови их. Такова награда неверных. Если покинут заблуждение свое - Господь снисходителен и милостив. Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам. Ваша ненависть да воспламеняется только против превратных. Если нападут на вас в священном месте, - и в священном месте воздайте им тем же" .
Золотая мечеть, Багдад Золотая мечеть, Багдад