ВИДЫ ПРОГРАММ:1.Примерные программы;2. Авторские программы3. Рабочие программы.
Примерные программы -Это программы, утвержденные Министерством образования Российской Федерации;-Это рекомендательный документ-ориентир, который показывает один из возможных способов раскрытия содержания государственного стандарта;-На их основе создаются рабочие и авторские программы;- Не рекомендуются в качестве рабочих, поскольку не содержат распределение учебного материала по годам обучения и отдельным темам.
Авторские программы-Создаются на основе примерных программ;- Создаются как коллективами, так и отдельными педагогами;-Проходят не только внутреннюю, но и внешнюю экспертизы;- Создается учебно - методический комплект.
Рабочие программы-Создаются на основе примерных программ;-Создаются на основе авторских программ;-Создаются для изучения:Предмета на расширенном уровнеПредмета, не входящего в федеральный компонент (например «социальная психология» в профильном классе)Факультативных, элективных курсов.
Структура РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ1. Титульный лист;2. Пояснительная записка;3. Учебно-тематический план;4. Содержание тем учебного курса;5. Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета;6.Перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной).
Титульный лист содержит:Полное наименование образовательного учреждения;Гриф утверждения программы («Рассмотрено на заседании МО», дата рассмотрения, № протокола; «Согласовано», зам. директора по УВР дата, подпись; «Утверждаю», директор ОУ, дата, подпись);Название учебного курса.Указание параллели, на которой изучается программаФИО разработчика программы (одного или нескольких)Название города.Год составления программы.
Муниципальное общеобразовательное учреждениеОдинцовская общеобразовательная школа № 12РАБОЧАЯ ПРОГРАММАна 2009-2010 учебный годПредмет: Классы:Учитель:ОДИНЦОВО2009 год.
Пояснительная записка-Раскрывает статус документа;- Его структуру;- Общую характеристику учебного предмета;- Его место в базисном учебном плане;-Роль в формировании общеучебных умений и навыков.
Пояснительная записка содержит:В какую образов-ную область входит данный уч. предмет;Цели и задачи уч. предмета для каждой ступени обучения;Обоснование отбора содержания и общей логики последовательности его изучения;Общая хар-ка уч. процесса: методы, формы и ср-ва обучения;Методич. рекомендации по изучению раб. программы;Количество часов, выделяемое на изучение курса;Соотношение теоретической и практической части программы в общем объеме часов по курсу;Необходимо указать, какая программа послужила основанием для разработки; чем вызвано составление рабочей программы, корректировка авторской; Особенности с учетом контингента ОУ
Учебно-тематический план может быть представлен в виде таблицы, содержащей:1. № п/п2. Наименование разделов и тем3. Всего часовВ том числе на: примерное количество часов на самостоятельные работы, лабораторно-практические работы, контрольные работыВ нижней части таблицы часы суммируются (итого).
Содержание тем учебного курсаРекомендуется следующая последовательность изложения тем:1. Название темы2. Необходимое количество часов для ее изучения3. Содержание учебной темы: основные изучаемые вопросы; практические и лабораторные работы, экскурсии и другие формы занятий.
Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предметаУчащиеся должны: - знать/понимать – перечень знаний;- уметь – владение конкретными умениями-навыками (анализировать, сравнивать и т.д.);- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Список литературы Литература по учебной дисциплине подразделяется на основную и дополнительную.1. Перечень основной литературы включает издания, содержание которых конкретизирует знания по основным вопросам, изложенным в программе.2. Дополнительный список зависит от предпочтений авторов рабочей программы. Он включает издания, расширяющие знания по отдельным аспектам и проблемам курса.3.Издания перечисляются в алфавитном порядке с указанием автора, названия книги, места и года издания (Альтов Г. С. И тут появился изобретатель. М., 1989).
Варианты использования и оформления рабочих программ:№ 1. Использование ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ для составления РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ. В этом случае необходимы:Пояснительная записка с указанием внесенных изменений, учебника, учебных пособий; учебно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся.
№ 2. Использование АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ (как правило, программы автора учебника).
№ 3. Использование АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ с внесенными изменениями. В этом случае необходимы: Пояснительная записка, в которой указываются внесенные изменения, учебно-тематическое планирование.