7 класс Программирование на языке Pascal: ввод данных
program p1; begin writeln (‘Введите некоторое число с клавиатуры’); end. Пример программы на языке Pascal На примере данной программы вспоминаем структуру программ на языке Pascal, оператор вывода. Предлагаем набрать и выполнить программу в системе PascalABC и подходим к тому, что существует необходимость ввода числовых данных с клавиатуры.
Компьютер может обрабатывать целые и дробные числа. Например, 2; 16; 100 – целые числа, 4,5; 65,2; 100,01 – дробные числа. Типы числовых данных Рассматриваем типы чисел, с которыми работает среда программирования PascalABC.
Компьютеру нужно указать, как вы назвали ячейку памяти и какого типа число в ней будет храниться. Если в ячейку A вы хотите поместить целое число, то объявляем об этом компьютеру в программной строке Var a : integer; Если в ячейку A вы хотите поместить дробное число, то объявляем об этом компьютеру в программной строке Var a : real; Ввод чисел в память компьютера A Ячейки памяти компьютера В ходе демонстрации этого слайда обсуждаем принцип внесения числа в ячейку памяти ПК. Здесь целесообразно обратить внимание на то, что при записи имен в Pascal регистр не имеет значения: А и а будут обозначать одно и то же имя ячейки.
Для ввода двух чисел резервируем две ячейки и указываем их имена и типы чисел. Например, Var a, b : integer; или Var a : integer; b : real; Ввод чисел в память компьютера А B Ячейки памяти компьютера В ходе показа этого слайда обсуждаем запись нескольких чисел в память ПК и разницу в записи программы при вводе данных одного типа и разных типов.
Для того, чтобы компьютер мог поместить в ячейку памяти введенное с клавиатуры число, нужно дать ему команду Read (a); или Readln (a); Ввод чисел в память компьютера A 5 5 Ячейки памяти компьютера В ходе показа этого слайда знакомимся с командой ввода и принципом ее работы. Здесь же я обращаю внимание на два способа записи команды ввода (read и readln) и предлагаю учащимся при наборе программы самостоятельно разобраться с различиями в выполнении обоих вариантов команды.
Переменная – это имя ячейки памяти. Строка Var a : integer; называется строкой описания переменных. В данном примере в задаче используется одна ячейка памяти А, т.е. одна переменная А. Понятие переменной А Ячейки памяти компьютера В ходе показа этого слайда обсуждаются понятия «переменная», «строка описания переменных». Здесь же можно предложить учащимся высказать предположения о том, почему имя ячейки памяти называют переменной.