Пестова Ирина Владимировна, учитель информатики МОУ СОШ п.Донское Информатика, 5 класс ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Обработка информации (решение) Новая информация (ответ ) Исходная информация (дано) 5 м – Оля на ? м > 12 м – Коля 12-5=7 (м) На 7 метров глубже закопал свой дневник Коля. Обработка информации – это всегда решение некоторой информационной задачи. Например: Коля свой дневник с двойками закопал на глубину 12 метров, а Оля закопала свой дневник с двойками на глубину 5 метров. На сколько метров глубже закопал свой дневник Коля? Составим схему решения задачи:
ОБРАБОТКА Проверьте себя Решите задачу и заполните схему обработки информации: Задача: В течение первого дня туристы прошли 25 км., за второй день – на 6 км. больше, а в третий – ровно половину от пройденного за два дня расстояния. Какой путь проделали туристы за 3 дня?
Так производится обработка информации не только при решении математических задач, но и в жизни: при переходе через дорогу, при совершении покупок, при выборе будущей профессии и т.д. Обработка информации – это процесс перехода от исходных данных к результату.
Исходные данные Результат ОБРАБОТКА (входная информация) (выходная информация) В результате обработки из имеющейся информации (входной) мы по определенным правилам получаем новую информацию (выходную). Схема обработки информации:
Внимательно рассмотрите рисунки. В чем заключается обработка информации в изображенных на них ситуациях? Кто обрабатывает информацию? Какая информация является входной, а какая – выходной?
Часто обработка информации заключается в изменении формы её представления, но не затрагивает содержания: перевод слова с английского языка на русский; рисование иллюстраций к тексту; кодирование информации; переход от рукописного текста к печатному и т.д.
Два типа обработки информации: Обработка, связанная с получением новой информации (например, решение математической задачи) Обработка, связанная с изменением формы представления информации , но без изменения содержания (например, набор рукописи на компьютере)
Систематизация Сортировка Кодирование Изменение формы представления информации
Проверьте себя Систематизация информации Систематизация - разделение на группы по некоторым признакам. Разделите данные объекты на несколько групп (проведите систематизацию):
Живые Неживые Природные объекты Техногенные объекты Солнце, автомобиль, щука, рысь, ложка, воздух, индюк, почва, компьютер, книга, ромашка, озеро, стрекоза, горы, телевизор, береза, платье, река, дом, муравей, телевизор, лягушка, роса, комар, ураган. Проверьте себя Выполните систематизацию перечисленных ниже объектов, заполнив следующую таблицу:
Сортировка информации Сортировка – расположение информации в определенном порядке (упорядочивание). Чаще всего используются следующие виды сортировки: по алфавиту; по номеру ( в порядке возрастания или убывания); в хронологическом порядке (по дате и времени).
Яблочкова Марина Щукин Роберт Храброва Катя Тополев Сережа Стрелкова Валя Иволгин Дима Волкова Лена Белкин Коля Арбузова Маша Арбузов Яша Список Марины Список учительницы Проверьте себя Выполните задание: Марине Яблочковой не нравилось, что каждый раз учительница называет её фамилию последней. Помогите Марине составить такой список, чтобы её фамилия оказалась первой.
Поиск информации Систематизация и сортировка упрощают последующий поиск информации. Поиск производится в некотором хранилище информации – справочнике, словаре, сети Интернет и т. д. Поиск может выполняться: вручную (человеком), автоматически (компьютером по запросу человека.).
Выход Учебник: § 1.12-1.13, задание 7 (с.52) Рабочая тетрадь: упр. 45 (46) Домашнее задание:
I – 25 км. II – на 6 км. > III - Ѕ от I+II ОБРАБОТКА 25 + 6 = 31 (км.) 31 + 25 = 56(км.) 56 : 2 = 28 (км.) 56 + 28 = 84 (км.) 84 км. Ответ: Задача: В течение первого дня туристы прошли 25 км., за второй день – на 6 км. больше, а в третий – ровно половину от пройденного за два дня расстояния. Какой путь проделали туристы за 3 дня?
Многоугольники Транспорт Животные
Арбузов Яша Яблочкова Марина Арбузова Маша Щукин Роберт Белкин Коля Храброва Катя Волкова Лена Тополев Сережа Иволгин Дима Стрелкова Валя Стрелкова Валя Иволгин Дима Тополев Сережа Волкова Лена Храброва Катя Белкин Коля Щукин Роберт Арбузова Маша Яблочкова Марина Арбузов Яша Список Марины Список учительницы Какое действие с информацией Вы выполнили? Изменилось ли содержание информации? В чем заключалась её обработка?
лягушка ураган телевизор муравей роса дом береза река платье индюк почва компьютер ромашка озеро книга стрекоза горы телевизор комар рысь воздух ложка щука Солнце автомобиль Живые Неживые Природные объекты Техногенные объекты
При разработке ресурса использовались следующие источники информации: Босова Л. Л. Информатика: Учебник для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. Босова Л. Л. Информатика. Рабочая тетрадь для 5 класса.– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005 Босова Л. Л. Уроки информатики в 5-6 классах: Методическое пособие – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. Босова Л. Л. Занимательные задачи по информатике.– М. БИНОМ Лаборатория знаний, 2006. Гурин Ю. Детская академия Шерлока Холмса. - СПб. Издательский дом «Нева», 2004. ВикипедиЯ Свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org