Математическое моделирование и проектирование Светлов Николай МихайловичE-mail [email protected]://svetlov.timacad.ru
План Цели и содержание курсаМетодика преподаванияТипология математических моделей, применяемых в агрономии, и методов их исследованияМоделирование минерального питания растенийМоделирование сочетания культурМоделирование системы земледелияМоделирование в исследовательской и проектной деятельности агронома
1. Цели и содержание курса
1. Цели и содержание курса
2. Методика преподавания
2. Методика преподавания
2. Методика преподавания Оценка дифференцированного зачёта выставляется на основании результатов защиты лабораторных работ, тестирования и коллоквиумаПреподаватель вправе объединить тестирование и коллоквиум по некоторым или всем модулям в одно контрольное мероприятие
2. Методика преподавания ЛитератураФранс Дж., Торнли Дж. Математические модели в сельском хозяйстве. М.: Агропромиздат, 1987. – 400 с.Математическое моделирование экономических процессов в сельском хозяйстве / Гатаулин А.М., Гаврилов Г.В., Сорокина Т.М. и др. СПб.: ИТК ГРАНИТ, 2009.Учебные материалы в сети Internethttp://svetlov.timacad.ru/umk8/umk.htm Рабочая программа учебной дисциплиныКомпьютерные презентации к лекциямЗадания к лабораторным работам
3. Типология математических моделей Математическая модель – совокупность математических соотношений, описывающих основные закономерности, присущие изучаемому объектуМатематическое моделирование – процесс исследования реального объекта при помощи математических моделей
3. Типология математических моделей
3. Типология математических моделей
3. Типология математических моделей
4. Моделирование минерального питания x – вектор объёмов внесения удобрений (т/га)bmin, bmax – векторы минимального и максимального количества действующего вещества (т.д.в./га)А – матрица содержания действующего вещества в единице удобрения (т.д.в./т)с – вектор цен удобрений (тыс.руб./т)y – продуктивность культуры (т/га)fmin(y), fmax(y) – мин. и макс. количество действующего вещества при продуктивности y (т.д.в./га)p – цена продукции (тыс.руб./т)
Операции над векторами и матрицами
4. Моделированиеминерального питания
4. Моделированиеминерального питания
5. Моделирование сочетания культур x1 – вектор площадей пашни под товарными культурами, гаx2 – вектор площадей пашни под кормовыми культурами, гаx = x1|x2p – вектор выручки, руб./гаc1, c2 – векторы производственных затрат на товарные/кормовые культуры, руб./гаi = (1,1,…,1)b1 – площадь пашни, гаA1 – матрица потребности в предшественниках, га/гаA2 – матрица способности быть предшественником, га/гаА3 – матрица выхода кормов, т/гаb2 – вектор потребности в кормах, т
5. Моделирование сочетания культур Матрица потребности в предшественниках (пример)Матрица способности быть предшественником
6. Моделирование системы земледелия x1 = (x11,…,x1i,…x1n) – вектор площадей сельскохозяйственных культур, гаx2 – вектор поголовья сельскохозяйственных животных основного (маточного) стада, гол.X3 = (x31,…,x3i,…x3n)– матрица распределения удобрений по культурам, тонн (столбцы = культуры)x = x1|x2|x31|x32|…x3n, где x3j – j-столбец матрицы X3p1 (p2) – вектор выручки от реализации продукции растениеводства (животноводства), тыс. руб./га (тыс.руб./гол.)с1 – вектор производственных затрат в растениеводстве (без удобрений и амортизации), тыс.руб./гас2 – вектор производственных затрат в животноводстве (без кормов и амортизации), тыс.руб./гол.с3 – вектор затрат на приобретение и внесение удобрений, тыс.руб./тA0 – матрица использования сельскохозяйственных угодий под культуры, га/гаb1 – вектор площадей сельскохозяйственных угодий, гаА1 – матрица потребности в предшественниках, га/гаА2 – матрица способности быть предшественником, га/га
6. Моделирование системы земледелия А3 – матрица выхода кормов, т/га (столбцы = культуры)A4 – матрица потребности животных в кормах т/гол.основного стада (столбцы = виды животных)b2 – вектор скотомест для содержания основного стада животных, гол.b3i (b4i) – вектор минимального (максимального) внесения действующего вещества под культуру i, тонн д.в./гаА5 – матрица содержания действующего вещества в каждом удобрении, тонн д.в./т (столбцы = виды удобрений)а6 (а7, а8) – векторы затрат оборотных средств в растениеводстве (животноводстве, на приобретение удобрений) в период их наибольшего дефицита, тыс.руб./га (тыс.руб./гол., тыс.руб./т).b5 – размер оборотных средств в период их наибольшего дефицита (учитывая возможности получения кредита), тыс. руб.Существуют и другие постановки этой задачи (с оптимизацией рационов, кредитов, использования труда и т.п.)
7. Моделирование в исследовательской и проектной деятельности агронома Три модуля по выборуЗадание для лабораторного практикума и исходные данные студент определяет самостоятельно и согласует свой выбор с преподавателемДопускается теоретическое изучение модели и отражение результатов её изучения в форме реферата (оценка минимальная)