Символы и строки. Процедуры и функции работы со строками. Записи.
Строковый тип данных Строковый тип данных Для обработки строковой информации в Турбо Паскаль введен строковый тип данных. Строкой в Паскале называется последовательность из определенного количества символов. Количество символов последовательности называется длиной строки. Синтаксис: var s: string[n]; var s: string; n - максимально возможная длина строки - целое число в диапазоне 1..255. Если этот параметр опущен, то по умолчанию он принимается равным 255.
Строковые константы записываются как последовательности символов, ограниченные апострофами. Пример: Строковые константы записываются как последовательности символов, ограниченные апострофами. Пример: 'Текстовая строка' Допускается формирование строк с использованием записи символов по десятичному коду (в виде комбинации # и кода символа) #54#32#61 и управляющих символов (комбинации ^ и некоторых заглавных латинских букв). 'abcde'^A^M Пустой символ обозначается двумя подряд стоящими апострофами. Если апостроф входит в строку как литера, то при записи он удваивается.
Переменные, описанные как строковые с разными максимальными длинами, можно присваивать друг другу, хотя при попытке присвоить короткой переменной длинную лишние символы будут отброшены. Переменные, описанные как строковые с разными максимальными длинами, можно присваивать друг другу, хотя при попытке присвоить короткой переменной длинную лишние символы будут отброшены. Выражения типа char можно присваивать любым строковым переменным. В Турбо Паскаль имеется простой доступ к отдельным символам строковой переменной: i-й символ переменной st записывается как st[i]. Например, если st - это 'Строка', то st[1] - это 'С', st[2] - это 'т', st[3] - 'р' и так далее.
Над строковыми данными определена операция слияния (конкатенации), обозначаемая знаком +. Над строковыми данными определена операция слияния (конкатенации), обозначаемая знаком +. Например: a := 'Turbo'; b := 'Pascal'; c := a + b; В этом примере переменная c приобретет значение 'TurboPascal'.
Кроме операции слияния (конкатенации) над строками определены операции сравнения <,>,=,<>,<=,>=. Кроме операции слияния (конкатенации) над строками определены операции сравнения <,>,=,<>,<=,>=. Две строки сравниваются посимвольно, слева направо, по кодам символов. Если одна строка меньше другой по длине, недостающие символы короткой строки заменяются символом с кодом 0.
Процедуры и функции для работы со строками Процедуры и функции для работы со строками В системе Turbo Pascal имеется несколько полезных стандартных процедур и функций, ориентированных на работу со строками.
Length(s:string):integer Length(s:string):integer Функция возвращает в качестве результата значение текущей длины строки-параметра Пример. n := length('Pascal'); {n будет равно 6} Concat(s1,[s2,...,sn]:string):string Функция выполняет слияние строк-параметров, которых может быть произвольное количество. Каждый параметр является выражением строкового типа. Если длина строки-результата превышает 255 символов, то она усекается до 255 символов. Данная функция эквивалентна операции конкатенации "+" и работает немного менее эффективно, чем эта операция.
Copy(s:string; index:integer; count:integer):string Copy(s:string; index:integer; count:integer):string Функция возвращает подстроку, выделенную из исходной строки s, длиной count символов, начиная с символа под номером index. Пример. s := 'Система Turbo Pascal'; s2 := copy(s, 1, 7); {s2 будет равно 'Система'} s3 := copy(s, 9, 5); {s3 будет равно 'Turbo'} s4 := copy(s, 15, 6); {s4 будет равно 'Pascal'}
Delete(var s:string; index,count:integer) Delete(var s:string; index,count:integer) Процедура удаляет из строки-параметра s подстроку длиной count символов, начиная с символа под номером index. Пример. s := 'Система Turbo Pascal'; delete(s,8,6); {s будет равно 'Система Pascal'}
Insert(source:string; var s:string;index:integer) Insert(source:string; var s:string;index:integer) Процедура предназначена для вставки строки source в строку s, начиная с символа index этой строки. Пример. s := 'Система Pascal'; insert('Turbo ',s,9); {s будет равно 'Система Turbo Pascal'}
Pos(substr,s:string):byte Pos(substr,s:string):byte Функция производит поиск в строке s подстроки substr. Результатом функции является номер первой позиции подстроки в исходной строке. Если подстрока не найдена, то функция возвращает 0. Пример. s := 'Система Turbo Pascal'; x1 := pos('Pascal', s); {x1 будет равно 15} x2 := pos('Basic', s); {x2 будет равно 0}
Str(X: арифметическое выражение; var st: string) Str(X: арифметическое выражение; var st: string) Процедура преобразует численное выражение X в его строковое представление и помещает результат в st. Val(st: string; x: числовая переменная; var code: integer) Процедура преобразует строковую запись числа, содержащуюся в st, в числовое представление, помещая результат в x. x - может быть как целой, так и действительной переменной. Если в st встречается недопустимый (с точки зрения правил записи чисел) символ, то преобразование не происходит, а в code записывается позиция первого недопустимого символа. Выполнение программы при этом не прерывается, диагностика не выдается. Если после выполнения процедуры code равно 0, то это свидетельствует об успешно произошедшем преобразовании.
Некоторые функции, связанные с типом char, достаточно часто используются и при работе со строками. Некоторые функции, связанные с типом char, достаточно часто используются и при работе со строками. Chr(n: byte): char Функция возвращает символ по коду, равному значению выражения n. Если n можно представить как числовую константу, то можно также пользоваться записью #n. Ord(ch: char): byte; В данном случае функция возвращает код символа ch. UpCase(c: char): char; Если c - строчная латинская буква, то функция возвращает соответствующую прописную латинскую букву, в противном случае символ c возвращается без изменения.
Примеры заданий: Примеры заданий: 1. Определить и вывести на экран длину введенной пользователем строковой величины. Program Str1; Var S : String; Begin Writeln('Введите последовательность символов'); Readln(S); Writeln('Вы ввели строку из ',Length(S), ' символов'); End.
2. Введенную строку вывести на экран по одному символу в строке экрана. 2. Введенную строку вывести на экран по одному символу в строке экрана. Program Str2; Var S : String; I : Byte; Begin Writeln('Введите строку'); Readln(S); For I:=1 to Length(S) do Writeln(S[I]); End.
3. Вывести на экран кодовую таблицу. 3. Вывести на экран кодовую таблицу. Program Str3; Var I : Byte; Begin For I:=32 to 255 do Write('VV',I:4, '-',Chr(I)) End. Цикл в программе начинается с 32 потому, что символы с кодами от 0 до 31 являются управляющими и не имеют соответствующего графического представления.
4. Определить, является ли введенная строка "перевертышем". Перевертышем называется такая строка, которая одинаково читается с начала и с конца. Например, "казак" и "потоп" - перевертыши, "канат" - не перевертыш". 4. Определить, является ли введенная строка "перевертышем". Перевертышем называется такая строка, которая одинаково читается с начала и с конца. Например, "казак" и "потоп" - перевертыши, "канат" - не перевертыш". Решение: из введенной строки сформируем другую строку из символов первой, записанных в обратном порядке. сравним первую строку со второй; если они окажутся равны, то ответ положительный, иначе - отрицательный.
Program Str4; Var S,B : String; I : Byte; Begin Program Str4; Var S,B : String; I : Byte; Begin Writeln('Введите строку'); Readln(S); B:=''; {Переменной B присваиваем значение "пустая строка"} For I:=1 to Length(S) do B:=S[I]+B; {Конкатенация. Символы строки S пристыковываются к переменной B слева. Самым левым окажется последний.} If B=S Then Writeln('Перевертыш') Else Writeln('Не перевертыш') End.
5. Найти сумму цифр введенного натурального числа. 5. Найти сумму цифр введенного натурального числа. Program Str5; Var S : String; I,X,A,C : Integer; Begin Writeln('Введите натуральное число'); Readln(S); {Число вводится в строковую переменную} A:=0; For I:=1 To Length(S) Do Begin Val(S[I],X,C); {Цифровой символ превращается в число} A:=A+X {Цифры суммируются} End; Writeln('Сумма цифр равна ',A) End.
6. Во введенной строке заменить все вхождения подстроки 'ABC' на подстроки 'KLMNO'". 6. Во введенной строке заменить все вхождения подстроки 'ABC' на подстроки 'KLMNO'". Program Str6; Var S : String; A: Byte; Begin Writeln('Введите строку'); Readln(S); While Pos('ABC',S)<>0 Do Begin A:= Pos('ABC',S); Delete(S,A,3); Insert('KLMNO',S,A) End; Writeln(S) End.
Записи Записи Запись представляет собой совокупность ограниченного числа логически связанных компонент, принадлежащих к разным типам. Компоненты записи называются полями, каждое из которых определяется именем. Поле записи содержит имя поля, вслед за которым через двоеточие указывается тип этого поля. Поля записи могут относиться к любому типу, допустимому в языке Паскаль, за исключением файлового типа. Описание записи в языке Паскаль осуществляется с помощью служебного слова record, вслед за которым описываются компоненты записи. Завершается описание записи служебным словом end
Например, телефонный справочник содержит фамилии и номера телефонов, поэтому отдельную строку в таком справочнике удобно представить в виде следующей записи: Например, телефонный справочник содержит фамилии и номера телефонов, поэтому отдельную строку в таком справочнике удобно представить в виде следующей записи: type TRec = Record FIO: String[20]; TEL: String[7] end; var rec: TRec; Описание записей возможно и без использования имени типа, например: var rec: Record FIO: String[20]; TEL: String[7] end;
Обращение к записи в целом допускается только в операторах присваивания, где слева и справа от знака присваивания используются имена записей одинакового типа. Во всех остальных случаях оперируют отдельными полями записей. Обращение к записи в целом допускается только в операторах присваивания, где слева и справа от знака присваивания используются имена записей одинакового типа. Во всех остальных случаях оперируют отдельными полями записей. Чтобы обратиться к отдельной компоненте записи, необходимо задать имя записи и через точку указать имя нужного поля, например: rec.FIO, rec.TEL Такое имя называется составным. Компонентой записи может быть также запись, в таком случае составное имя будет содержать не два, а большее количество имен.
Обращение к компонентам записей можно упростить, если воспользоваться оператором присоединения with. Обращение к компонентам записей можно упростить, если воспользоваться оператором присоединения with. Он позволяет заменить составные имена, характеризующие каждое поле, просто на имена полей, а имя записи определить в операторе присоединения: with rec do оператор; Здесь rec - имя записи, оператор - оператор, простой или составной. Оператор представляет собой область действия оператора присоединения, в пределах которой можно не использовать составные имена. Например для нашего случая: with rec do begin FIO:='Иванов А.А.'; TEL:='2223322'; end;
Это полностью идентично следующему: Это полностью идентично следующему: rec.FIO:='Иванов А.А.'; rec.TEL:='2223322'; Инициализация записей может производиться с помощью типизированных констант: Program zz; type RecType = Record x,y: Word; ch: Char; dim: Array[1..3] of Byte end; const Rec: RecType = ( x: 127; y: 255; ch: 'A'; dim: (2, 4, 8) ); begin Writeln(rec.x,rec.y,rec.ch,rec.dim[3]) ; End.
Особой разновидностью записей являются записи с вариантами, которые объявляются с использованием зарезервированного слова case. С помощью записей с вариантами вы можете одновременно сохранять различные структуры данных, которые имеют большую общую часть, одинаковую во все структурах, и некоторые небольшие отличающиеся части. Особой разновидностью записей являются записи с вариантами, которые объявляются с использованием зарезервированного слова case. С помощью записей с вариантами вы можете одновременно сохранять различные структуры данных, которые имеют большую общую часть, одинаковую во все структурах, и некоторые небольшие отличающиеся части. Например, сконструируем запись, в которой мы будем хранить данные о некоторой геометрической фигуре (отрезок, треугольник, окружность).
typeTFigure = record typeTFigure = record type_of_figure: string[10]; color_of_figure: byte; ... case integer of 1: (x1,y1,x2,y2: integer); 2: (a1,a2,b1,b2,c1,c2: integer); 3: (x,y: integer; radius: word); end; var figure: TFigure;
Таким образом, в переменной figure мы можем хранить данные как об отрезке, так и о треугольнике или окружности. Надо лишь в зависимости от типа фигуры обращаться к соответствующим полям записи. Таким образом, в переменной figure мы можем хранить данные как об отрезке, так и о треугольнике или окружности. Надо лишь в зависимости от типа фигуры обращаться к соответствующим полям записи. Индивидуальные поля для каждого из типов фигур занимают тем не менее одно адресное пространство памяти, а это означает, что одновременное их использование невозможно. В любой записи может быть только одна вариантная часть. После окончания вариантной части в записи не могут появляться никакие другие поля. Имена полей должны быть уникальными в пределах той записи, где они объявлены.