ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТИНА МИРА Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Понятие об информации Информация (от лат. informatio — «разъяснение, изложение, осведомлённость») — сведения о чём-либо, независимо от формы их представления. Данное понятие используется В различных науках (информатике, кибернетике, биологии, физике и др.), при этом в каждой науке понятие «информация» связано с различными системами понятий. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Свойства информации Новизна Объективность Полнота Достоверность Адекватность Актуальность Эмоциональность Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Классификация информации Информацию можно классифицировать по: способу восприятия форме представления назначению значению истинности Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Классификация информации По способу восприятия визуальная аудиальная тактильная (воспринимаемая (воспринимаемая (воспринимаемая органами зрения) органами слуха) тактильными рецепторами) обонятельная вкусовая (воспринимаемая (воспринимаемая обонятельными вкусовыми рецепторами) рецепторами) Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Классификация информации По форме представления текстовая числовая графическая (передаваемая (в виде цифр и знаков, (в виде изображений, в виде символов, обозначающих предметов, графиков) предназначенных математические обозначать лексемы действия) языка) звуковая видеоинформационная (устная или в виде (передаваемая в виде видеозаписи) записи и передачи лексем языка аудиальным путем Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Классификация информации По назначению: Массовая — содержит тривиальные сведения и оперирует набором понятий, понятным большей части социума. Специальная — содержит специфический набор понятий, при использовании происходит передача сведений, которые могут быть не понятны основной массе социума, но необходимы и понятны в рамках узкой социальной группы, где используется данная информация. Секретная — передаваемая узкому кругу лиц и по закрытым (защищённым) каналам. Личная (приватная) — набор сведений о какой-либо личности, определяющий социальное положение и типы социальных взаимодействий внутри популяции. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Классификация информации По значению: Актуальная — информация, ценная в данный момент времени. Достоверная — информация, полученная без искажений. Понятная — информация, выраженная на языке, понятном тому, кому она предназначена. Полная — информация, достаточная для принятия правильного решения или понимания. Полезная — полезность информации определяется субъектом, получившим информацию в зависимости от объёма возможностей её использования. По истинности: Истинная Ложная Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Информационный процесс Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Обработка информации Поскольку информация нематериальна, её обработка заключается в различных преобразованиях. К процессам обработки можно отнести любые переносы информации с носителя на другой носитель. Информация, предназначенная для обработки, называется данными. Основным видом обработки первичной информации, полученной различными приборами, является преобразование в форму, обеспечивающую её восприятие органами чувств человека. Так, фотоснимки космоса, полученные в рентгеновских лучах, преобразуются в обычные цветные фотографии с использованием специальных преобразователей спектра и фотоматериалов. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Обработка информации Важнейшим видом обработки семантической информации является определение смысла (содержания), заключающегося в некотором сообщении. В отличие от первичной семантическая информация не имеет статистических характеристик, то есть количественной меры — смысл либо есть, либо его нет. А сколько его, если он есть — установить невозможно. Содержащийся в сообщении смысл описывается на искусственном языке, отражающем смысловые связи между словами исходного текста. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Передача информации Передачей информации называется процесс её пространственного переноса от источника к получателю (адресату). Передавать и получать информацию человек научился даже раньше, чем хранить её. Речь является способом передачи, который использовали наши далекие предки в непосредственном контакте (разговоре) — ею мы пользуемся и сейчас. Для передачи информации на большие расстояния необходимо использовать значительно более сложные информационные процессы. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Передача информации Для осуществления такого процесса информация должна быть некоторым образом оформлена (представлена). Для представления информации используются различные знаковые системы — наборы заранее оговоренных смысловых символов: предметов, картинок, написанных или напечатанных слов естественного языка. Представленная с их помощью семантическая информация о каком-либо объекте, явлении или процессе называется сообщением. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Хранение информации Хранение информации осуществляется с помощью её переноса на некоторые материальные носители. Семантическая информация, зафиксированная на материальном носителе для хранения, называется документом. Хранить информацию человечество научилось очень давно. Огромное значение в развитии этого направления имеет изобретение письменности и книгопечатания. За свою историю человечество накопило огромный объём информации в библиотеках, архивах, периодических изданиях и других письменных документах. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Хранение информации В настоящее время особое значение получило хранение информации в виде последовательностей двоичных символов. Для реализации этих методов используются разнообразные запоминающие устройства. Они являются центральным звеном систем хранения информации. Сформированные по назначению информации такие информационные системы образуют базы данных, банки данных и базы знаний. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Носители информации Носи тель информа ции (информацио нный носи тель) — любой материальный объект или среда, способный достаточно длительное время сохранять (нести) в своей структуре занесённую на него информацию. Это может быть, например, камень, дерево, бумага, металл, пластмассы, кремний (и другие виды полупроводников), лента с намагниченным слоем (в бобинах и кассетах), пластик со специальными свойствами (для оптической записи И — CD, DVD и т. д.), ЭМИ (электромагнитное излучение) и т. д. и т. п. Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684
Носители информации Носителем информации может быть любой объект, с которого возможно (доступно) чтение (считывание) имеющейся на нём (нанесённой, записанной) информации. Носители информации в науке (библиотеки), технике (скажем, для нужд связи), общественной жизни (СМИ), быту применяются для: записи хранения чтения передачи (распространения) создания произведений компьютерного искусства Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684 Демяшкевич Надежда Семеновна учитель информатики ГБОУ СОШ № 684