РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ ПО ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ Курсовая работа учителя географии МОУ лицея № 10 города Советска Калининградской области Ширшонковой Елены Нколаевны
Данная презентация была создана на основе курсовой работы для обеспечения наглядности выступления учителя географии в рамках прохождения учителями естественнонаучных предметов курсовой переподготовки с марта по ноябрь 2008 года.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ ПО ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В настоящее время информационное общество ставит перед школой задачу подготовки социально ориентированных выпускников, которые должны уметь:Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая знания, применяя их на практике;Критически мыслить и находить пути решения возникающих проблем;Уметь работать с информацией;Развивать свой интеллектуальный и культурный уровень. Цель работы: доказать, что развивать познавательный интерес учащихся возможно не только на уроках географии, но и во внеурочное время через индивидуальные занятия.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ГЕОГРАФИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ Развитие познавательного интереса к предмету возможно через использование современных педагогических технологий, в том числе через личностно-ориентированное обучение, инновационные и игровые технологии. Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Ученик при этом – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного
Большое значение в повышении качества географического образования играет умение учителя географии организовать учебную деятельность учащихся по практическому применению имеющихся у них теоретических знаний и самостоятельному получению из различных источников знаний, необходимых им для решения поставленных учебных задач. Реализация деятельностного подхода в процессе преподавания географии позволяет добиться высокого качества географического образования и подготовить учащихся к использованию своих географических знаний в реальной жизни и практической деятельности.
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИНДИВИДУАЛЬНУЮ РАБОТУ ПО ГЕОГРАФИИ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ В системе современной школы география – единственный предмет, формирующий у школьника комплексное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей. Знание географии – не только общая культура, но и практические умения, необходимые для жизни. Учитывая особенности современного этапа образования, необходимо целенаправленно активизировать познавательную и мыслительную деятельность учащихся. Этому способствуют универсальные методические приемы и инновационные технологии, которые можно с успехом использовать, как на уроке, так и во внеурочное время.
Индивидуальные дополнительные занятия, часы для которых выделяются Администрацией лицея, имеют своей целью не только развить интерес к предмету у учащихся разного уровня подготовленности, но и подготовку учащихся МОУ лицея № 10 к городским и областным олимпиадам и к городской научно – практической конференции. Рациональное тематическое планирование позволяет определить основные вопросы каждой темы, наметить наиболее приемлемые для данной темы типы заданий.
Подбирая дидактический материал для каждого занятия, я стараюсь учитывать множество факторов, но в первую очередь индивидуальность каждого учащегося. Часы дополнительного индивидуального обучения способствуют установлению доброжелательного межличностного взаимодействия между учителем и учеником. На этих занятиях учащиеся активно высказываются по обсуждаемой теме, предлагают свои варианты, даже если они отличны от мнения учителя. Обсуждая, все вместе коллективно приходим к общему выводу или решению какой-либо проблемы. При использовании современных технологий, учитель, должен обязательно владеть и смежной профессией – профессией психолога.
При подготовке индивидуальных занятий учитывается не только количество материала, который может преподнести учитель, но и необходимость развивать у учащихся вкус к исследовательской деятельности, склонность к выполнению задания повышенной трудности, способность мыслить творчески, логически, и укреплять уверенность учащихся в своих силах. Важным аспектом является научить школьников работать самостоятельно, не бояться делать собственные выводы
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения между учителем и учеником. Современные педагогические технологии позволяют каждому ученику принять участие в подготовке и проведении занятия, выступить на каком-то этапе в роли учителя. Согласованная и обоснованная система уроков и дополнительных индивидуальных занятий по географии – важный фактор развития познавательного интереса к предмету, усвоения географической картины мира и развития личности учащихся.
Заключение Таким образом, развитие познавательной деятельности можно определить как личностное свойство, которое приобретается, закрепляется и развивается в организованном процессе познания с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. К основным показателям познавательной активности можно отнести:Стабильность;Прилежание;Осознанность учения;Творческие проявления;Поведение в нестандартных учебных ситуациях; самостоятельность в принятии решений
Литература Гин А.А. приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя – М.: Вита – Пресс, 2004Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. Т.П. Сальникова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.Сиротин В.И. Система географических заданий и упражнений как необходимое условие реализации деятельностного подхода при обучении географии. – М.: «География в школе» № 2/2003 г.Современный урок географии: Методическое разработки уроков / Сост. И.И. Баринова. – М.: Школа – Пресс, 2000 («География в школе». Библиотека журнала. Вып. 3).http:/festival.1september/ru
Приложения ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНО – ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ ( первое полугодие) ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ ( второе полугодие) ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ СЛОЖНОСТИРЕЗУЛЬТАТЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ГЕОГРАФИИ С 2005 ГОДА