Основы динамики Обобщающий урок в 9 классе
Цель урока: повторить и систематизировать материал по теме «Основы динамики»; научить определять логическую связь между понятиями и явлениями; научить составлять схемы со структурой темы; развитие устной речи; развитие умения видеть в окружающих процессах физические явления и уметь их объяснять.
Эпиграфы к уроку: Сделал, что мог, пусть другие сделают лучше. Исаак Ньютон (1643 – 1727 гг.)
Что изучает динамика? Что изучает динамика? Какие средства используются для описания динамики? Каковы границы применимости законов динамики? Записи будем вести на листочках, которые у вас лежат на столах (Схема № 1).
«Физическая разминка» Сначала давайте проверим, как Вы умеете считать? Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на мой вопрос: СКОЛЬКО ФИЗИЧЕСКИХ ВЕЛИЧИН НАЗВАНО В ДАННОМ СТИХОТВОРЕНИИ?
Что изучает динамика? Что изучает динамика? (Динамика изучает причину изменения скорости, причину ускорения) Кто стоял у истоков динамики? (Исаак Ньютон)
Экспериментальная часть Опыт № 1: монетку кладём на картонку, лежащую на стакане. Щелчком пальца выбиваем картонку. Картонка падает на стол, а монетка опускается вертикально вниз в стакан. Объясните, почему картонка отлетает, а монета падает в стакан? (Явление инерции)
(Щёлкая пальцем по открытке, мы прилагаем силу к ней. Открытка сдвигается с места так быстро, что не успевает увлечь прищепку за собой. Прищепка падает вниз благодаря силе тяжести, потому что открытка больше не поддерживает её. Если мы толкнём открытку с недостаточной силой, она потащит прищепку за собой, а сила тяготения потянет верхушку прищепки вниз, в результате чего она перевернётся.)
Законы динамики На какие законы опирается динамика? I закон Ньютона II закон Ньютона III закон Ньютона
→ → → → → → Fравн. = F+Fсопр = 0 V=V0 V = const → → a=0 Fравн.=0
Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к нему, и обратно пропорционально его массе. Ускорение тела прямо пропорционально равнодействующей сил, приложенных к нему, и обратно пропорционально его массе. Где F – равнодействующая всех сил, приложенных тел [Н]; a – ускорение [м/с²]; m – масса [кг].
Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. Силы, с которыми два тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению.
Силы Сила – величина, характеризующая взаимодействие тел. Давайте вспомним, какие силы мы знаем. Сила тяжести, сила упругости, сила трения, архимедова сила, сила всемирного тяготения, сила реакции опоры, вес тела. Записываем в схему 1, разбивая на две группы.
Решение задачи Какую начальную скорость нужно сообщить стреле, выпуская её из лука вертикально вверх, чтобы она упала на землю через 6 с? На какую максимальную высоту она поднимется?
Границы применимости законов Ньютона В каких случаях мы можем применять законы Ньютона? Обратимся к опыту. Опыт 3: (диск, вращающийся вокруг своей оси, на нем укреплены шарики на нитях)
Физкультминутка « Поездка в автобусе» Внимание. Ребята, впереди знак «Извилистая дорога». Вы – пассажиры автобуса и должны показать, как меняется положение тела пассажира относительно сиденья кресла, т.е. относительно Земли в разных ситуациях.
Контроль и самоконтроль Вариант 1 1. Автомобиль движется с постоянной скоростью. Выберите правильное утверждение. А. Ускорение автомобиля постоянно и отлично от нуля. Б. Равнодействующая всех приложенных к автомобилю сил равна нулю. В. На автомобиль действует только сила тяжести. Г. На автомобиль действует только сила реакции опоры.
Вариант 2
Ответы: Вариант 1 Вариант 2 1 Б 1 Б 2 В 2 В 3 А 3 Б 4 Г 4 Б, Г
Схема 1
Подведение итогов Наш урок подошёл к концу.
Информация о домашнем задании. Дома подготовить друг другу интересные вопросы по законам Ньютона, его биографии. Схема 1. Задачи по физике № 297, 298,302 (Рымкевич А.П., Сборник задач.)
Рефлексия Наш урок я хотела бы закончить словами Исаака Ньютона, которые он написал перед смертью: