Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф 900igr.net учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Критика - изучение или обсуждение чего-либо с целью поиска недостатков. С.И.Ожегов Критическое мышление - это умение занять свою позицию по обсуждаемому вопросу и умение обосновать ее, способность выслушать собеседника, тщательно обдумать аргументы и проанализировать их логику. * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
* учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
П О Б У Ж Д Е Н И Е Вызвать интерес Побудить к размышлению * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Знаковый метод Жигсо 1 Дискуссионная карта 1. Соотнесение старой и новой информации; 2. Формулирование вопросов; 3. Определение своей позиции О С М Ы С Л Е Н И Е * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
ЭССЕ RAFT КУБИКИ ДЕБАТЫ ДЭВ ЗНАЮ ХОЧУ ЗНАТЬ УЧУСЬ ГОРЯЧИЙ СТУЛ ИГРЫ КЛАСТЕРЫ КОНФЕ- РЕНЦИИ Р А З М Ы Ш Л Е Н И Е Обсуждение проблемы Анализ собственной позиции Поиск истины * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Метод Жигсо1 1 2 3 1 3 2 1 2 3 Экспертные группы * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Кластер 1.Список БАКТЕРИИ Автотрофы Спора деление Сапрофиты Нет ядра, Паразиты- Капсула Всюду Питание 2.Связи 3.Рубрики Размножение деление Распространение повсюду Питание Автотрофное Гетеротрофное Паразитическое Спорообразование * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Сама ТЕМА - это «ствол дерева» «Листочки» - это ПРОГНОЗ «Веточки» - это АРГУМЕНТЫ, обоснования прогнозов «ДЕРЕВО ПРЕДСКАЗАНИЙ» * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Прием «ФИШБОУН» Проблема Причина Причина Факты Факты Вывод * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
«Оценочное окно» Сразу могу применить Совсем непонятно Хорошо понятно Никогда не смогу применить * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
ПМИ (Плюс –Минус –Интересно) автор Эдвард де Боно «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?» «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?» «?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?» * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Таблица Донны Огл «Знаю – Хочу знать – Узнал» (ЗХУ) * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали и что нам осталось узнать Категории информации, которыми мы намерены пользоваться /Главные слова/ Источники, из которых мы намерены получить информацию А Б В Г Д Е Ж З 1 2 5 4 учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
«Бортовые журналы» * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
«Двухчастный дневник» * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф Вопросительные слова Основные понятия темы Что? Какой? Чем отличается? Почему? и др. учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Сюжетные таблицы * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф Кто? Что? Когда? Где? Почему? учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Почему «6 W» Произошел от английского слова Why – с которого начинается вопросы: Почему? Зачем? По какой причине?… Ситуация «Почему?», «Почему?», «Почему?», «Да потому…» * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Знаковый метод Старая информация Вопрос Непонятна информация Новая информация * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф V + - ? учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Перепутанные логические цепочки Учитель предлагает учащимся ряд утверждений, среди которых есть верные, а есть и неверные Учащиеся работают индивидуально, читают текст, отмечают перепутанные цепочки Обсуждают свои результаты в группе, уточняют, исправляют * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Прием составления глоссария Проводится игра с интригующим названием «Таинственные значки» Из списка слов – каждый из играющих выбирает одно или два и рисует их в виде символов –глоссов При этом никто не знает о выборе другого игрока Создается выставка и все отгадывают рисунки друг друга После того как значение какого-либо из рисунков отгадано, автор поясняет его Можно составить словарь – глоссарий * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Приемы по развитию навыков прогнозирования Верные и неверные утверждения В начале урока даются утверждения по новой теме, которые нужно оценить как верные или неверные и обосновать свои решения На стадии рефлексии можно предложить ребятам составить самим утверждения и обменятся ими для оценки их правильности * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Приемы по развитию навыков решения проблем Мозговой штурм Карусель. Групповая работа. Проблемные вопросы или задания по количеству групп. Каждая пишет свое решение и передает по кругу дальше * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Приемы по развитию навыков ведения дискуссии Ролевая игра Перекрестная дискуссия Спор-диалог Метод углов (учащиеся расходятся по углам в соответствии с определенной позицией. Аргумент одной группы – контраргумент другой. Учащиеся могут переходить в другой угол. Колеблющиеся сидят в центре класса, в процессе дискуссии могут присоединиться к той или иной группе) Аквариум * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
Приемы по развитию навыков представления своего мнения и учета иного мнения Семинары совместного редактирования. Автор текста (реферата) раздает ксерокопии всем участникам семинара. Каждый указывает три момента (по содержанию, стилю, сюжету), которые понравились и три, которые не понравились. Автор тихо записывает и в конце делает отчет о том, что принимает, а что нет. Создание цепочки (синквейнов передавая друг другу их по кругу. Каждый пишет свой синквейн, развивая мысли предыдущих авторов. Свободное письмо, эссе * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
СИНКВЕЙН В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным) Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными) Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами Четвертая строчка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф
1.Природа (ключевое слово) 2.Мудрая, печальная (какая?) 3.Кормит, одевает, не прощает(что делает?) 4.Природа-это наш дом! (Предложение) 5. Тайна (синоним) пятистишье * учитель биологии и информатики Козинец О.Ф учитель биологии и информатики Козинец О.Ф