Биологическое и социальное в человеке.
1. Исследование межполушарной асимметрии головного мозга
Главное различие между полушариями заключается в способах манипулиро-вания воспринимаемой информацией. Специфика правополушарного мышления - готовность к целостному схватыванию, к одномоментному восприятию многих явлений и объектов в целом, в совокупности всех составных элементов. Особенность левополушарного мышления - способность к последовательному, ступенчатому познанию.
Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Пишут они правой рукой. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое, а целостное восприятие мира.
Функции левого полушария: Контролирует правую половину тела Работает отдельно с каждым частным элементом поступающей информации Работает по законам логики Контролирует словесное представление информации, грамматику и порядок слов Управляет информацией, выраженной в словах и математических символах; Обладает специальными центрами памяти для слов и цифр. Анализирует, критикует, дает количественные оценки 3дравый смысл Это полушарие является важнейшей частью мозга для лингвистов, аналитиков, математиков и т.д.
Функции правого полушария Контролирует левую половину тела Работает не с понятиями, а с образами, наглядными представлениями, ведает игровой деятельностью Компонует элементы по-новому, устанавливает между ними новые связи Оперирует общим, а не частным Управляет языком тела, движениями, физической активностью (спорт, танец и т.д.) Обладает специальными центрами памяти для целостного запоминания людей, предметов, событий Заведует творческими переживаниями, чувством цвета и формы Служит центром интуиции, спонтанности, эмоций Это полушарие является важнейшим для художников, дизайнеров, музыкантов и других людей искусства
Оба полушария мозга действуют не раздельно, а как единая система, в которой есть тончайшие интеллектуальные механизмы, позволяющие и понимать отдельные факты, и \"объять целостность\"
Асимметричное развитие полушарий мозга связано также с полом: у женщин асимметрия выражена в меньшей степени. Различия между женским и мужским мозгом обусловлены эволюцией. Биологически самки приспособлены исполнять роль хранительницы очага, тогда как на долю самцов выпадает охрана, защита семьи, они как бы находятся на внешнем уровне обороны. Поэтому процесс выбора в поведении, в реакциях на внешние раздражители актуальней для особей мужского пола. Таким образом, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений: самец должен четко знать, как защитить свое потомство и, в случае опасности, мгновенно решить, что для этого сделать. Быстрота реакций справедлива для доминирования как левого, так и правого полушарий.
Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди не адаптировавшихся к жизни правополушарных людей.
Мозг и тело связаны следующим образом: правое полушарие контролирует левую половину тела, а левое - правую половину. Тренирую левую часть тела, мы тренируем творческую долю, а правую - логическую долю мозга. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга.
2. Гений- норма или патология? Гении- люди с незаурядными способностями, значительно превышающими способности среднего человека. Число общепризнанных гениев в Европе и Северной Америке за исторически обозримое время исчисляется, по мнению многих независимых экспертов, в 400-500 человек.
Генетики: есть малая вероятность уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением (10~4). Гений реализуется, лишь попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до высокого уровня. Здесь вероятность еще ниже. Благоприятная социальная среда при наличии трудолюбия у индивида способствует реализации природных задатков, неблагоприятная превращает потенциального гения в заурядность.
20% будущего интеллекта приобретается к концу 1-го года жизни, 50% - к 4-м годам, 80% - к 8 годам, 92% - до 13 лет. Психоанализ, биология и генетика сходятся теперь в понимании того, что и творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел свои первые годы жизни.
Концепция Эфроимсона: потенциальные и состоявшиеся таланты и гении имеют, как правило, в своем генотипе генетические факторы внутреннего \"допинга\", резко повышающие психическую и интеллектуальную активность на фоне тех или иных способностей. Описаны четыре зависимых от генов биохимических стимулятора: 1) гиперурикемия или повышенный уровень мочевой кислоты, дающий подагру; 2) высокое содержание андрогенов у женщин с синдромом Морриса; 3) повышенный уровень катехоламинов при синдроме Марфана; 4) циклическая стимуляция повышенной умственной активности при слабой форме маниакально-депрессивного психоза.
3. Проблема бессознательного и сознательного в человеке. 3. Фрейд, открыл целое направление в учении о человеке (психоанализ) и утвердил бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. По Фрейду, человек имеет целый ряд противоречий между биологическими влечениями и социально обусловленными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое (бессознательное) начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.
Человек является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения индивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — как личность.
«Личность» — понятие, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека: это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность.