Бараусова Елена Александровна, к.э.н. Бараусова Елена Александровна, к.э.н. доцент кафедры экономики и менеджмента Аудитория: 1532 Телефон: (4232) 40 41 36 E-mail: [email protected], [email protected] Осенний семестр: 16 недель. Лекций – 48 часов, семинаров – 32 часа, курсовая работа, экзамен
Основная литература Основная литература Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник. М.: Гардарика, 2002. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». М.: Гардарика, 1998. Дафт Р.Л. Менеджмент. СПб.: Питер, 2000.
Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., 1999. Бодди Д., Пэйтон Р. Основы менеджмента. СПб., 1999. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1999. Фалмер Р. Энциклопедия современного управления. В 5-ти т. М., 1992. История менеджмента: Учебное пособие / Под ред. Д.В. Валового. М., 1997.
Общая характеристика менеджмента Организация как объект управления Функции и роли руководителя Уровни управления в организации
решение о поставленной цели и планирование деятельности по ее достижению; решение о поставленной цели и планирование деятельности по ее достижению; распределение времени и действий, необходимых для решения задачи; мотивация (побуждение) к действиям; координация отдельных, но взаимосвязанных действий; осуществление контроля над тем, что сделано, с целью проверки соответствия результатов намеченным планам.
Управление – это процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых – тоже процесс. Управление – это процесс, серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых – тоже процесс. Эти действия называют управленческими функциями
Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления Руководитель должен быть знаком со средствами профессионального управления Руководитель должен уметь предвидеть вероятные последствия применения данной методики Руководитель должен уметь правильно интерпретировать ситуацию Руководитель должен уметь увязывать конкретные приемы с конкретными ситуациями
Формальные Формальные Неформальные
частные частные государственные муниципальные другие
Коммерческие Коммерческие Некоммерческие
крупные крупные средние малые
Ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация) Ресурсы (люди, капитал, материалы, технология, информация) Зависимость от внешней среды Разделение труда: горизонтальное – разделение работы на составные части вертикальное – деятельность по координированию работы других людей Необходимость управления
ГЛАВА – церемониалы, встреча гостей, подписание юридических документов ГЛАВА – церемониалы, встреча гостей, подписание юридических документов ЛИДЕР – руководство и мотивация подчиненных, обучение, коммуникации с работниками СВЯЗУЮЩЕЕ ЗВЕНО – переписка, участие в совещаниях на стороне, поддержание информационных связей внутри и за пределами организации
ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ (НАБЛЮДАТЕЛЬ) – обработка всей почты, ознакомительные поездки, личные контакты ПРИЕМНИК ИНФОРМАЦИИ (НАБЛЮДАТЕЛЬ) – обработка всей почты, ознакомительные поездки, личные контакты РАСПРОСТРАНИТЕЛЬ ИНФОРМАЦИИ (ПРОВОДНИК) – рассылка почты по организациям, вербальные контакты для передачи информации ПРЕДСТАВИТЕЛЬ (ОРАТОР) – участие в заседаниях, обращение через средства массовой информации, речи, отчеты, записки
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ – инициация новых проектов, поиск новых идей, завоевание сторонников УСТРАНЯЮЩИЙ НАРУШЕНИЯ (ПОЖАРНЫЙ) – урегулирование споров, разрешение конфликтов, адаптация к кризисам во внешней среде РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬ РЕСУРСОВ – составление бюджетов, составление графиков работы, расстановка приоритетов ВЕДУЩИЙ ПЕРЕГОВОРЫ (ПОСРЕДНИК) – ведение переговоров, представление интересов своей организации