МАЛОТОННАЖНЫЕ УСТАНОВКИ ПРОИЗВОДСТВА МОТОРНЫХ ТОПЛИВ Ионе Казимира Гавриловнадиректор ЗАО СТК "Цеосит" , д.х.н., профессорЗАО "Сибирская технологическая компания "ЦЕОСИТ "
Производство автобензинов путем компаундирования Достоинства: - простота технологии;- относительно низкая себестоимость получаемого бензина;- отсутствие побочных продуктов.Недостатки:1- невозможно использовать в качестве базового бензина прямогонные бензины с содержанием общей серы более 0,05-0,015% масс.; 2- применение только антидетонаторов и октаноповышающих добавок в лучшем случае позволяет производить бензины типа АИ-80;3- производство бензинов АИ-91 – АИ-95 возможно только при одновременном применении высокооктановых компонентов и 2-3 антидетонационных присадок и октаноповышающих добавок; 4- при использовании высокооктановых компонентов (ВОК):- необходимость регулярных поставок ВОК в больших объемах (при производстве АИ-80 - от 30 до 70% от количества базового бензина);- возможны ограничения по применению ВОК из-за требований нормативов к компонентному и фракционному составам производимых автобензинов.
Одним из путей повышения эффективности малых НПЗ в регионах, удаленных от нефтеперерабатывающих заводов (Сибирь, Республика САХА и др.), является повышение глубины переработки исходного сырья с применением новых вариантов технологий производства моторных топлив:из углеводородного сырья различного происхождения с применением процесса «Цеоформинг» из природного газа, угля, торфа, органических отходов, био-отходов через синтез-газ с применением процесса «Цеосин»
Комплекс положительных факторов, возникающих в результате строительства малых НПЗ с применением процессов “Цеоформинг” и “Цеосин”:- обеспечение производства высокооктановых бензинов;- увеличение глубины переработки сырья;- уменьшение энергетической зависимости региона от поставок нефтепродуктов из других областей;- уменьшение вывоза капитала за территорию региона в счет оплаты закупаемых моторных топлив;- улучшение обеспечения моторными топливами потребителей региона;- снижение издержек на транспортировку моторных топлив;- создание дополнительных рабочих мест; - ускорение промышленного развития региона.
Переработка нефти или газового конденсата в моторные топлива (дизтопливо и автобензин) на малотоннажных установках с применением процесса цеоформинг
Вторичная переработка прямогонных бензинов Процесс цеоформингУсловия процесса: Т– 320-450оС, Р – 5-15 ати, цеолитсодержащий катализаторДостоинства:1 - нет необходимости в предварительной глубокой серо- или гидроочистке сырья и применения водородсодержащего газа;2 - превращение сернистых соединений сырья, в том числе путем демеркаптанизации, в высокооктановые компоненты с выделением H2S в газовую фазу; 3 - низкое содержание бензола в получаемых бензинах;4 - октановое число производимого бензина не зависит от природы сырья и определяется только условиями процесса;5 - возможность регулирования давления насыщенных паров бензина (получение бензинов летних или зимних видов или различных классов);6 - возможность переработки углеводородных фракций в смеси с олефинами и кислородсодержащими соединениями;
Вторичная переработка прямогонных бензинов Процесс цеоформингУсловия процесса: Т– 320-450оС, Р – 5-15 ати, цеолитсодержащий катализаторДостоинства:7 - простота технологии процесса и регулирования технологического режима; быстрый перевод режима работы установки на производство бензина другой марки, вида, класса;8 - относительно низкие капитальные затраты и эксплутационные расходы; 9 - возможность реализации процесса на малотоннажных установках производства моторных топлив; 10 - автономность действия установок позволяет применять их в труднодоступных, удаленных местах добычи нефти, газового конденсата и другого углеводородного сырья для удовлетворения потребностей в моторных топливах нефтяников, газовиков и населения близлежащих районов.
При производстве высокооктановых бензинов по технологии «Цеоформинг» происходит одновременное обессеривание сырья
Содержание общей серы и октановые числа прямогонных бензиновых фракций газовых конденсатов и нефтей различных месторождений
Содержание общей серы в сырье и в бензинах, полученных после переработки процессом «Цеоформинг» Определение содержания общей серы проводили рентгено-флюоресцентным методом на приборе Spectroscan-S (предел чувствительности 7 мг/кг) в соответствии с ГОСТ 51947-02 (ASTM D 4294-98) В соответствии со специальным техническим Регламентом "О требованиях к бензинам..." (Постановление Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 г. N 118 ), содержание общей серы (мг/кг) в соответствии с экологическими классами автомобильной техники установлено:
Области изменения содержания ароматических углеводородов в бензинах цеоформинга (1) и риформинга (2) в зависимости от октанового числа бензина
Выходы автобензинов при цеоформинге прямогонных бензиновых фракций нефтей и газовых конденсатов различных месторождений, % масс.
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ КАТАЛИЗ Созданы и на пилотном уровне проверены технологии производства сортных моторных топлив из синтез-газа в одну стадию с применением полифункциональных катализаторов:Указанные технологии открывают возможность решения ряда экономических и экологических проблем в рамках общей стратегии GTL и CTL
Процесс «Цеосин»
Основные характеристики бензинов, полученных «Цеосит» из синтез-газа в пилотных пробегах на бифункциональных катализаторах
Содержание бензола и толуола в бензиновых фракциях процесса “Цеосин” в зависимости от содержания в них ароматических углеводородов
Установка цеоформинга Нижневартовского ГПЗ (5 тыс.т/г).г. Нижневартовск, Россия. 1992 г. Сырье: стабильный газовый бензин. Целевая продукция: автобензин АИ-80.
Установка цеоформинга НПЗ «Glimar Refinery» (40 тыс.т/г).г. Горличе, Польша. 1997 г. Сырье: прямогонный бензин различных нефтей. Целевая продукция: автобензин Eurosuper-95, сжиженный газ.
Установка цеоформинга ОАО "Сосногорский ГПЗ" (30 тыс.т/г).г. Сосногорск, Россия. 1998 г. Сырье: прямогонные бензиновые фракции газовых конденсатов. Целевая продукция: автобензин АИ-80.
Установка цеоформинга “Virtuoz” Ltd. (30 тыс.т/г).АО «Азот», г. Рустави, Грузия. 2002 г. Сырье: прямогонные бензины и углеводородные фракции различного происхождения, выкипающие в пределах 30-250оС. Целевая продукция: автобензины от АИ-80 до АИ-95, сжиженный газ СПБТ.
Демонстрационная установка цеоформинга с движущимся слоем катализатора производительностью по сырью, 2 т/сутки, Дайджон, Южная Корея, 2001. Установка построена южно-корейской компанией Samsung Engineering Company, Ltd. на основе Базового инжиниринга, технологии и катализатора «Цеосит».
Закрытое акционерное общество ''Сибирская технологическая компания ''Цеосит''Юридический адрес: Проспект академика Лаврентьева, 6,г. Новосибирск-90, 630090, Россия Почтовый адрес: г. Новосибирск-90, 630090, а/я № 618Телефоны: 8(383) 330-05-96, 335-62-51, факс: 8(383) 335-62-51e-mail: [email protected], [email protected]Директор: д.х.н., профессор Ионе Казимира Гавриловна