Итоги и перспективы экономических реформ в Российской Федерации Михаил Дмитриев Научный руководитель ЦСРМоскваДекабрь 2004 года
Данный доклад посвящен вопросам реформ переходного периода и среднесрочным приоритетам экономического развития (завершение перехода к рыночной экономике) Доклад не затрагивает вопросы долгосрочной экономической стратегии, связанной с вхождением России в число экономически развитых стран Доклад не является результатом самостоятельного сравнительного исследования рыночных реформ в переходных экономиках, в том числе не является результатом специальных обследований. В качестве основы для анализа в докладе использованы оценки экспертов ЦСР и материалы международных исследований (Всемирного Банка, Европейского банка реконструкции и развития и др.)Выводы и оценки, представленные в докладе, являются предварительными и будут уточняться в ходе дальнейшей работы
Достигнутый уровень социально-экономических преобразований в Российской Федерации
ТЕМПЫ РЕФОРМ Интенсивность реформ в России по перечню Европейского банка реконструкции и развития в течение последнего года была невысокой: Прогресс реформ в России был отмечен только по одному направлению (реформа на железнодорожного транспорте) В 7 других странах с переходной экономикой был отмечен прогресс по 2-3 направлениям В одной стране (Румыния) прогресс отмечен по 4 направлениям По приросту интегрального рейтинга реформ ЕБРР за истекший год Россия находится в группе стран с наименьшими показателями (0,035 против 0,11 в группе лидеров по темпу реформ)
Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2007 годы(оценка на основе декларируемых намерений)
Возможные препятствия на пути реформ: на стадии выработки политики: специальные интересы недостаточная эффективность процесса выработки политики недостаточная политическая приоритетность отдельных направлений реформна стадии реализации: неэффективный дизайн (в том числе вследствие компромиссов на стадии выработки политики) неэффективность правоприменения в системе исполнительной и судебной власти системные риски и ожидания экономических агентов (дефицит доверия) политические механизмы
НАЛИЧИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ КАК ПРАВИЛО ЯВЛЯЕТСЯ ПРОМЕЖУТОЧНЫМ, А НЕ КОНЕЧНЫМ КРИТЕРИЕМ УСПЕШНОСТИ РЕФОРМРЕФОРМЫ МОГУТ РАССМАТРИВАТЬСЯ КАК РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ ТОЛЬКО В СЛУЧАЕ, ЕСЛИ ОНИ ОКАЗАЛИ ЖЕЛАЕМОЕ ВЛИЯНИЕ НА ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СУБЪЕКТОВ
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ТЕМПЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РЕФОРМ Динамика политических институтов Уровень концентрации рентыЭффективность административной системыБюджетная и кредитно-денежная дисциплинаЭффективность институтов защиты собственностиУровень доверия к институтам
ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и интенсивность реформ
Динамика политических институтов и интенсивность реформ Интенсивность реформ в странах с конкурентными политическими системами как правило выше, чем в группах стран с ограниченной политической конкурентностью, к числу которых относится Россия.Ослабление политической конкурентности необязательно будет сопровождаться замедлением реформ, поскольку среди стран с неконкурентными политическими системами наблюдаются как случаи очень медленных реформ, так и случаи реформ быстрых (Казахстан).Однако по мере ослабления политической конкурентности может снижаться влияние институциональных факторов давления в пользу реформ и усиливаться зависимость процесса реформ от предпочтений высшего политического руководства.
ДИНАМИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНСТИТУТОВ Уровень политической конкурентности и «захват государства» группами специальных интересов
По состоянию на 2000 год уровень «захвата государства» среди стран с переходной экономикой был наибольшим в группе с ограниченной политической конкурентностью, к числу которых относилась и РоссияКак возрастание, так и увеличение политической конкурентности в России в последующие годы должно было бы привести к уменьшению уровня «захвата государства».
Концентрация ренты и продвижение реформ Масштабы «захвата государства» тесно связаны с присвоением институциональной ренты, возникающей вследствие преимущественного доступа рентополучателей к экономическим ресурсам. Таким образом, ограничение политической конкурентности в России может способствовать развитию реформ в тех секторах, где наблюдается «захват государства» и реформы сдерживаются из-за сопротивления получателей институциональной ренты.В странах с переходной экономикой наиболее действенное сопротивление реформам наблюдается в областях с высоким уровнем концентрации ренты.Это согласуется с тем, что в ближайшие годы в России наибольшее продвижение реформ ожидается в областях с невысоким уровнем концентрации ренты, а реформы в областях с максимальным уровнем концентрации ренты маловероятны.
УРОВЕНЬ КОНЦЕНТРАЦИИ РЕНТЫ Сравнительный уровень концентрации ренты и возможная интенсивность преобразований на некоторых направлениях реформ
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ Усиление административной централизации может способствовать реализации одних направлений административной реформы и сдерживать реализацию других способствует управление по результатамадминистративная регламентацияликвидация избыточных функцийреформа контрольно-надзорных органовадминистративная реформа на региональном уровне сдерживает развитие общественного диалога в процессе выработки политикиповышение транспарентностипреодоление коррупцииактивизация гражданского общества
БЮДЖЕТНАЯ И КРЕДИТНО-ДЕНЕЖНАЯ ДИСЦИПЛИНА Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина в целом положительно влияет на экономические ожидания и оценки рисков и, тем самым, может повышать результативность реформ, направленных на изменение поведения участников рынка.Бюджетная и кредитно-денежная дисциплина может ослабляться под действием политической конкуренции*, но может оставаться как высокой, так и низкой в отсутствии политической конкуренции.
Незащищенность прав собственности в переходных экономиках (1999)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННОСТИ Эффективность институтов защиты собственности воздействует на ожидания субъектов рынка и является условием эффективного правоприменения, что влияет на результативность большинства экономических реформ.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНСТИТУТОВ БАНКРОТСТВА
УРОВЕНЬ ДОВЕРИЯ К ИНСТИТУТАМ Недостаточный уровень доверия к институтам является общей проблемой переходных экономик, но в России он стоит острее, чем во многих других странах
Перспективы реформ в Российской Федерации на 2005-2008 годы (с учетом действия факторов, влияющих на темпы и результаты реформ)
Среднегодовые темпы прироста интегрального рейтинга реформ
Рост ВВП в 1989-2003 годах в странах с переходной экономикой и интегральный индекс реформ по состоянию на 2004 год
Ход реформ и экономический рост В странах с переходной экономикой наблюдается тесная положительная связь между рыночными реформами и темпами экономического ростаОднако только часть реформ способна оказать существенное влияние на темпы экономического роста в Российской Федерации в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы)
НЕКОТОРЫЕ ПРИМЕРЫ Реформы, направленные на укрепление доверия и развитие институтовРеформы, влияющие на среднесрочный экономический ростРеформы, в которых ожидается наибольший прогресс
Ожидаемые темпы прогресса реформ, сгруппированных в зависимости от степени влияния на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы)
Выводы Интенсивность экономических реформ в России в последнее время была невысокой по сравнению со странами-лидерами по темпам реформУчитывая тесную зависимость между ходом реформ и темпами экономического роста, замедление реформ может негативно сказаться на темпах экономического ростаДекларируемая интенсивность реформ на 2005-2007 годы значительно превосходит показатели стран-лидеров по темпам реформИнтегральное действие факторов, влияющих на темпы и результаты реформ, скорее всего приведет с значительному снижению интенсивности реформ по сравнению с декларируемой
Выводы Однако воздействие политических процессов и различий в уровнях концентрации институциональной ренты может способствовать поддержанию высоких темпов реформ по ряду направлений в сфере социальных реформ, реформы исполнительной власти и отраслей инфраструктурыБлагодаря этому интегральные темпы реформ могут существенно возрасти по сравнению с 2003-2004 годамиВозрастает зависимость результатов реформ от предпочтений высшего политического руководства и ослабевают институциональные факторы давления в пользу реформПланируемые реформы в силу различия лагов будут оказывать неодинаковое влияние на темпы экономического роста в среднесрочной перспективе (2005-2007 годы)Несколько более интенсивно могут проходить реформы с большими лагами и ограниченным влиянием на среднесрочные темпы роста (социальные реформы, реформы в сфере недропользования, земли и недвижимости и некоторых отраслей инфраструктуры)
Изложенные выводы являются сугубо предварительными и могут рассматриваться лишь в качестве гипотез, которые будут использованы в ходе более подробного анализа процесса реформ