Общая схема логопедического обследования 900igr.net
Анкетные данные Ф.И.О. ребёнка уточнить т.к. иногда есть неточности; - Дата рождения, возраст, ребёнок может еще во втором классе, а по возрасту он большой. - Домашний адрес; - Домашний телефон; - Класс; - Программа обучения, по какой программе ребёнок обучается; - Дублировал программу или нет, какого класса; - Сведения о родителях: - мать (Ф.И.О., обязательно возраст на момент родов), - отец (Ф.И.О., возраст, наследственность), - национальный язык; - двуязычие.
Общий анамнез - неблагоприятные факторы развития- как протекала беременность, роды; - наследственность (есть ли какие наследственные заболевания); - перенесённые заболевания: - до года, - после года, - ушибы, травмы головы, - судороги, есть ли судороги при высокой температуре, - Раннее развитие: - голову держит с…. (норма с 1,5 мес), - сидит с….. (в норме с 6 мес.) - ползает с ….. (в норме с 6-7 мес.), - стоит с …..( в норме с 10-11 мес.), - ходит с …..(в норме с 11-12мес.), - узнаёт близких с ….( в норме с 2,5 – 3мес.), - первые зубы появились с…(в норме в 6-8 мес.), - количество зубов к году ….( в норме 8 зубов).
Речевой анамнез гуление в…(в норме с 2-х мес.), - лепет в ….(в норме с 4-6 мес.), - первые слова…( в норме около года), - первые фразы в….(в норме от 1.5 до 2-х лет), - прерывалось ли речевое развитие и по какой причине, - использование жестов (замена речи, дополнение речи), - отношение членов семьи к речевому дефекту ребёнка, - занимались ли с логопедом- на протяжении какого времени, - результаты занятий с логопедом.
Обследование артикуляционного аппарата. Губы Зубы Прикус Челюсти Небо Язык Уздечка Увулюс
Обследование подвижности Губы Язык
Обследование мелкой моторики На переключаемость На удержание
Проверка состояния слуха При нормальном слухе ребенок должен слышать и повторять слова и фразы, сказанные шепотом на остаточном воздухе (после выдоха) на расстоянии 6-7 метров от ушной раковины. При проверке слуха должно быть исключено зрительное восприятие речи. Определяются границы восприятия шепотной речи: Восприятии шепота на расстоянии менее 3-х метров указывает на необходимость специальной консультации в сурдоцентре для уточнения состояния слуха.
Обследование произношения звуков Гласные звуки Согласные звуки Свистящие, шипящие, африкаты Сонорные Звонкие и глухие Фрикативные
Обследование слоговой структуры слова Слова многосложные Со стечением согласных Содержать сходные звуки
Обследование фонематического восприятия Цепочка слогов Цепочка слов Дифференциация оппозиционных фонем
Обследование словарного запаса Предметный словарь Глагольный словарь Подбор синонимов Подбор антонимов Подбор родственных однокоренных слов
Обследование грамматического строя речи Состояние предложений или небольших рассказов Использование предлогов Употребление существительных в разных падежах Употребление падежей в зависимости от числительных Образование множественного числа от существительного в единственном числе и наоборот Образование формы родительного падежа множественного числа Употребление числа при согласовании с существительным Образование уменьшительной формы существительного Использование суффиксов Образование прилагательных от существительных Употребление приставок в глаголах
Исследование звукового состава слова Выделение гласного в начале слова и под ударением Выделение гласных в односложных словах Выделение гласного в конце слова Выделение согласного из начала слова и гласного из конца слова Самостоятельный подбор слов, начинающихся на заданный звук Определение места звука в слове. Определение в слове слогов . Определение количества и последовательности звуков, букв. Определение гласных букв и согласных. Обозначение согласных букв звуком: Звонкий или глухой, мягкий или твердый
Обследование письма Списать слова и предложения с рукописного текста Списать слова и предложения с печатного текста Записать под диктовку строчные и прописные буквы Диктант слогов Диктант слов разной структуры Предложения после однократного прослушивания Слуховой диктант
Обследование чтения Подобрать гласные, согласные буквы Чтение слогов Чтение слов Чтение фраз Чтение специально подобранных текстов
Заключение логопеда Краткое Точное Раскрывающее все компоненты речи Образец логопедического заключения
Образцы логопедических заключений. 1 класс: трудности формирования чтения и письма 2 класс: нарушение чтения и письма, в конце 2 полугодие указываем вид дисграфии и степень выраженности. 3 класс: несформированность языковых и речевых средств языка, вид дисграфии, вид дислексии. 4 класс: несформированность языковых и речевых средств языка, вид дисграфии, вид дислексии. Со второго полугодия выставляется дисорфография (указать степень выраженности) с элементами дисграфии.