РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ Автор: Фоменко.И.А., логопед МБДОУ Дс № 43 городского округа-город Камышин
Актуальность. Актуальность. Фонематический слух. Направления работы. Использование игр. Использование лицензиой програмы. Литература.
С каждым годом увеличивается количество детей с фонетико фонематическими нарушениями речи. Поэтому проблема заключается в том, чтобы с помощью логопедической коррекции эти недостатки можно было быстрее ликвидировать.
Когда нет четкого звукового образа, соотнесение звука с буквой обучение грамоте становится затруднительным. Поэтому очень важно вовремя исправить все неправильно произносимые ребенком звуки. Ведь именно правильно произносимые звуки являются базой для дальнейшего успешного овладения грамотой в школьном возрасте.
Формирование фонематического слуха у детей происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.
Фонематический слух — это Фонематический слух — это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Другими словами, когда ребенок имеет четкий образ звука, и когда звук не смешивается с другим ни по слуху, ни артикуляторно. Иначе говоря, фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Развитый фонематический слух позволяет: Развитый фонематический слух позволяет: правильно произносить звуки; четко произносить слова; владеть голосом (говорить громче или тише, ритмично, плавно, ускоряя или замедляя речь); овладеть словарным запасом и грамматическим строем языка; успешно освоить письмо и чтение.
Следует отличать фонематический слух Следует отличать фонематический слух от фонематического восприятия. Фонематическое восприятие – это умение найти звук среди других звуков, выделить его в слове, определить его место и последовательность звуков в слове, посчитать их количество. Следовательно, фонематическое восприятие формируется только в процессе обучения и только при наличии сохранного фонематического слуха.
Развитие слухового внимания и памяти Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков. Развитие внимания и памяти на базе речевого материала.
Развитие слухового внимания и памяти на базе неречевых звуков. Что ты слышишь? Назови действия предметов?
Звуки бывают разные
Развитие внимания и памяти на базе речевого материала.
Развитие простых форм фонематического анализа Фонематический анализ ряда гласных. Фонематический анализ открытого и закрытого слогов. Фонематический анализ слов.
Назови картинки которые начинаются на звуки «А», «У», «О», «Э»
Прочитай слоги
Рассмотри картинки. Назови слова. Какими звуками они отличаются?
Прочитай по первым звукам Прочитай по первым звукам
Развитие сложных форм фонематического анализа Развитие навыка определять количество звуков в слове. Развитие навыка определять последовательность звуков в слове. Развитие навыка определять место звука в слове.
Развитие фонематического синтеза Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке». Дети составляют и называют слова из предъявленных логопедом звуков, которые предлагаются с «помехами» (хлопками, временным перерывом, каким-либо словом). Например: Н, потом О, затем Ж Назвать загаданное слово. (НОЖ)
Развитие фонематических представлений Речевой материал подбирается в зависимости от этапа развития фонематического восприятия. Говорим задание, условия, а ребенок, основываясь на имеющемся у него опыте, выполняет его: придумай слово со звуком ... придумай слово с 3, 4, 5 звуками; отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их; подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).
Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Преобразовать слова: добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов); убирая звук: плуг-луг; угол-гол; переставляя звуки: пила-липа; палка-лапка… поставление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.
Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Начинать каждое новое слово с последнего звука (буквы) предыдущего : дом-, мак-, каток-, кот- (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах). Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.
Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа Решение кроссвордов, ребусов, схем. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток. Подбор слов к графическим схемам. Работа (с 6 лет) по звуко - буквенному анализу слов, с разбором и «пропечатыванием» слов в тетради.
1. Р.А.Белова-Давид. «К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. Нарушение речи у дошкольников» М., 1969 г. 1. Р.А.Белова-Давид. «К вопросу систематизации речевых расстройств у детей. Нарушение речи у дошкольников» М., 1969 г. 2. Каше Г.А. «Обучение грамоте детей с фонетико-фонематическими недоразвитием речи». 3. Лалаева Р.И. Конспекты лекций. СПб, 1996 г. 4. Лалаева Р.И. «Методика психолингвистического изучения нарушений речи у аномальных детей», 1990 г. 5. Логопедия. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. (под ред. Волковой Л.С.) М., 1995 г. 6. Логопедия. (под ред. Правдиной О.В.) М., 1969 г. 7. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии. СПб, 1994 г. 8. Рыбина Э.В. «Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу» Дефектология, 1989 г. 9. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа» СПб, 1998г. 10. В.А.Ковшиков «Исправление нарушений различения звуков» СПб. 1995 г. 11. Логопедическая коррекционная программа « Игры для Тигры» www.logopunkt.ru