Урок биологии в 10 классе «Реализация наследственной информации в клетке. Генетический код.» Ефимова Г.В., учитель биологии МКОУ СОШ № 16 5klass.net
Эпиграф к уроку « Старайся дать уму как можно больше пищи» Л.Н.Толстой
В начале урока В конце урока 1. Я владею материалом по теме «Химический состав клетки» 2. Я могу дать подробную характеристику следующим биополимерам: белкам и нуклеиновым кислотам 3. Я знаю, что такое метаболизм, умею давать характеристики двум сторонам метаболизма 4. Я знаю, каким способом и о чем записана наследственная информация в клетке 5. Я понимаю смысл понятия «генетический код», «триплет» 6. Я могу назвать и пояснить смысл свойств генетического кода 7. Я могу пояснить смысл цитаты МэттаРидли«Нить ДНК – это письмо, записанное с помощью алфавита химических соединений, называемыми нуклеотидами. Одна буква – 1 нуклеотид. Невероятно просто, даже не верится, что код жизни записан символами, которые мы можем свободно прочитать. Удивительно, как людям удалось постичь алфавит жизни?» 8. Я умею решать цитологические задачи на применение материала
План урока: 1. Повторение материала по темам «Химический состав клетки», «Обмен веществ и превращение энергии». 2. Наследственная информация: понятие и способ записи. 3. Ген, генетический код. Свойства генетического кода. 4. Решение цитологических задач. 5. Выводы.
Задание 1 О каком веществе идет речь в данных цепочках слов? - биополимер, пептидная, аминокислота, 20, первичная, вторичная, третичная, четвертичная структуры, ферменты, каталаза, гемоглобин; - двойная спираль, водородная связь, биополимер, нуклеотид, Уотсон и Крик, адениновый, тиминовый, цитозиновый, гуаниновый, дезоксирибоза.
Задание 2 Составьте краткую характеристику этих веществ, извлекая информацию из данных цепочек.
Задание 3 Выберите в цепочке слов только те, которые характеризуют ДНК, а затем РНК: ядро, митохондрии, хлоропласты, рибосомы, цитоплазма, нуклеотид, А, Г, Ц, Т, У, дезоксирибоза, рибоза, двойная спираль, репликация; хранение и передача наследственной информации, транспорт аминокислот, входят в состав рибосом, передача информации с ядра на рибосому).
Задание 4 Какая связь существует между перечисленными понятиями? - ассимиляция - ферменты - пластический обмен - энергетический обмен - диссимиляция - метаболизм Выразите связь между этими понятиями в виде опорной схемы и составьте по ней краткий рассказ.
- признак - карий цвет глаз; - цвет определяется пигментом, а это по природе химическое вещество; - все химические вещества образуются в ходе химических реакций; - все химические реакции идут под контролем ферментов; - все ферменты по природе белки (Не все белки – ферменты, но все ферменты – белки).
Строение белка М (1)– М(2) – М (3)- М(4) - М (5)- ……. М – любая из 20 аминокислот А (12)– А (3)– А (5) – А(10) – А (1)…….
Информация (и-РНК) ДНК (ядро) р и б о АТФ (митохондрия) с Специфический о белок м а Т-РНК (аминокислота)
Сравнительная характеристика ДНК и белка Признаки ДНК Белок 1. Биополимер 2.Мономер 3.Количество видов мономеров 4. Свойство
Схематичное строение вируса: 1 - сердцевина (однонитчатая РНК или ДНК); 2 - белковая оболочка (капсид); 3 - дополнительная липопротеидная оболочка; 4 - капсомеры (структурные части капсида). Строение вируса
А + - - - - Б - - + + - В - + + - +
Генетический код – это отображение наследственной информации о последовательности расположения аминокислот в белке триплетами (тройкой нуклеотидов) ДНК
Ген – участок ДНК, несущий информацию о первичной структуре белка-фермента
Установите соответствие между свойством кода и его определением Свойства кода 1). Код триплетен 2) Код однозначен 3) Код избыточен 4) Код универсален Определения свойств кода: А. Каждая аминокислота может определяться более чем одним триплетом Б. Три нуклеотида несут информацию об одной аминокислоте. В. У животных, растений, грибов, бактерий и вирусов генетический код одинаков. Г. Один и тот же триплет несет информацию только об одной аминокислоте. 1 2 3 4
Определите о каких аминокислотах несет информацию следующий триплеты: ТТА ___________________ ААГ____________________ ААА____________________ ГГЦ____________________ АТТ_____________________ АТЦ_____________________
1). Фрагмент цепи ДНК имеет последовательность нуклеотидов: ГГАТЦТАААЦАТ. Определите последовательность нуклеотидов на второй цепи ДНК и последовательность аминокислот фрагмента молекулы белка, используя таблицу генетического кода учебника. 2). Дан фрагмент молекулы белка: лизин – треонин - аргинин-лейцин-лизин. Определите, какими триплетами ДНК зашифрована информация о данных аминокислотах. Используйте таблицу генетического кода.
«Нить ДНК – это письмо, записанное с помощью алфавита химических соединений, называемыми нуклеотидами. Одна буква – 1 нуклеотид. Невероятно просто, даже не верится, что код жизни записан символами, которые мы можем свободно прочитать. Удивительно, как людям удалось постичь алфавит жизни?» М. Ридли
Спасибо за урок!