900igr.net
№ Тема урока Формы и методы Опорные понятия Актуализация знаний Лабораторные и практические, оборудование Экологический аспект, здоровье-сбережение Крае-ве-дение Планируемый результат Д/з 1 История развития генетики Лекция с элемен-тами беседы Гибридологический метод, чистые линии, генетика. Генотип, фенотип, гибридологический метод (биология 9 класс) Развитие культуры и образования XIX века (История) Портреты ученых Знать: значения генетики как науки о наследственности и изменчивости - основные методы генетики - генетические термины и символы § 38, в 1-3 сообщение о Менде-ле* 2 Моногиб-ридное скрещивание Урок – изуче-ние нового материала Моногибрид-ное скрещивание гомозигота, гетерозигота, аллельные гены, доминант-ные признаки, рецессивные правило едино-образия, закон расщепления Самоопыл-ение, чистые линии, перекрестное опыление (биология 6 класс). Моногибрид-ное скрещивание (биология 9 класс) Вычислительные навыки (Алгебра) Табл. «Моногибрид-ное скрещивание» Мультимедийный диск (Моногибрид-ное скрещивание) Техника безопас-ности при работе с компьюте-ром Знать: 1 и 2 законы Менделя, цитологические основы наследования при моногибридном скрещивании. Уметь: записывать схемы скрещивания решать генетические задачи § 39, в 1-2, задача, сообщение о причи-нах и профилактики катаракты *
продолжить формирование понятия о моногибридном скрещивании; раскрыть цитологические основы закономерностей наследования признаков при моногибридном скрещивании; продолжить формирование навыков работы с генетическими терминами и символами; выработать навыки применения усвоенных понятий для записи генетических схем и решения задач. таблица «Моногибридное скрещивание», диск «Моногибридное скрещивание», проектор, компьютер.
I Актуализация опорных понятий II Изучение нового материала 1. Из истории открытия законов Менделя (рассказ с элементами беседы); 2. Опыты Менделя (рассказ с элементами беседы); 3. Актуализация знаний учащихся о мейозе, гаметах, оплодотворении; 4. Цитологические основы моногибридного скрещивания (объяснение с демонстрацией интерактивных моделей). III Закрепление и развитие навыков работы с генетической терминологией и символикой IV Решение задач на моногибридное скрещивание V Домашнее задание VI Итоги урока
Продолжить формирование понятия о моногибридном скрещивании Выяснить закономерности наследования признаков при моногибридном скрещивании Продолжить развитие навыков работы с генетическими терминами, символами.
Генотип – совокупность всех генов организма. Фенотип – совокупность признаков и свойств организма Доминантный признак – признак, проявляющийся у гибридов первого поколения. Рецессивный признак – подавляемый признак. Аллельные гены – гены, расположенные в одних и тех же локусах гомологичных хромосом, ответственные за развитие одного признака. Гомозиготный организм – организм, в генотипе которого одинаковые аллельные гены. Гетерозигота – организм, в генотипе которого разные аллельные гены.
X P F1 G -женский организм - мужской организм - скрещивание - родительские формы - гибриды первого поколения - гаметы
Грегор Иоганн Мендель 1822 – 1884гг. Австрийский биолог, основоположник генетики. Первый открыл закономерности, по которым признаки передаются из поколения в поколение. В течении многих лет проводил опыты над горохом в монастырском саду. В 1865 г. опубликовал работу «Опыты над растительными гибридами», в которой и изложил основные закономерности наследственности.
Постановка опыта Р Поколение родителей F1 Гибриды первого поколения
F1 Гибриды первого поколения F2 Гибриды второго поколения
F1 Гибриды первого поколения F2 Гибриды второго поколения
Цитологические основы моногибридного скрещивания а а А А А А а а А А А а А а а а
При образовании половых клеток в каждую гамету падает только один ген из каждой аллельной пары.
При скрещивании двух гомозиготных организмов, отличающихся друг от друга по одной паре альтернативных признаков, все гибриды первого поколения единообразны и будут иметь признак одного из родителей.
При скрещивании гибридов первого поколения в их потомстве наблюдается расщепление, появляются особи с рецессивными признаками, на долю которых приходиться ¼ от общего числа потомков
AA Aa aa - ГОМОЗИГОТА ПО ДОМИНАНТНОМУ ПРИЗНАКУ - ГЕТЕРОЗИГОТА - ГОМОЗИГОТА ПО РЕЦЕССИВНОМУ ПРИЗНАКУ
aa Aa AA
У собаки черный цвет шерсти доминирует над коричневым. Обозначим признак окраски шерсти буквой А. Запишите генетическими символами следующие выражения: самец гомозиготный по доминантному признаку - AA самка гомозиготна по рецессивному признаку - aa Скрещиваются родительские гомозиготные особи - AA х aa У самца образуются гаметы - A a У самки образуются гаметы -
P АА Х аа черный коричневый G А а F1 А а черный
По рисунку определите доминантный и рецессивный признаки. Составьте условие задачи и решите ее. Aa Aa aa AA Aa Aa
§ 39, вопрос 1-2 задача: У родителей с нормальным зрением родился сын страдающий катарактой. Составьте схему скрещивания и определите генотипы родителей и ребёнка. Какие еще по генотипу и фенотипу могут родиться дети в этой семье? подготовьте сообщение «Катаракта и её причины и профилактика» *