Факультативный курс «Инновационный подход к решению задач по генетике» Предназначен для учащихся 8–11 классов общеобразовательных школ и лицеев Нестеренко Л.В. учитель биологии МБОУ «СОШ № 58 г. Владивостока»
Курс направлен на развитие исследовательских навыков учащихся с использованием такого интересного и общедоступного объекта как домашняя кошка, формирование базовых генетических знаний, расширение материала школьного курса генетики
Цель: сравнение частот аллелей окраски шерсти домашних кошек Советского района г. Владивостока Задачи: Научиться принципам решения задач по генетике Освоить методы сбора и обработки материала Развить коммуникативные навыки при групповой форме работы Выявить частоту генов, ответственных за окраску шерсти домашних кошек Сравнить полученные результаты с литературными данными Развить умение использовать информационные технологии при представлении результатов исследований
Научный руководитель : к.б.н. С.К. Холин (БПИ ДВО РАН) Руководитель: учитель биологии Л.В. Нестеренко Рабочая группа: учащиеся 8 – 11 классов
о Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изучать ее можно на разных объектах, но кошки являются самыми идеальными.
Они красивы и обаятельны Доступны и широко распространены Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые). Они красивы и обаятельны Доступны и широко распространены Среди них встречаются мутанты по различным генам окраски (серые, чёрные, белые, пятнистые).
Методы исследования — Сбор материала (поиск, фотографирование) — Обработка данных (описание, систематизация) — Анализ (использование закона Харди-Вайнберга) — Сравнение
Оформление результатов (учетная карточка)
Исходный тип окраски – агути
Белая пятнистость (пегость) – s
Доминантная белая – W
Черная (неагути) – a
Рыжая окраска – O
Разбавленная окраска – d (два вида кошек: дымчатая и кремовая)
Мраморная окраска – tb
Результаты анализа Количество обследованных животных: 1981 г. – 167 ; 2015 г. – 98
Результаты исследований Полученные данные позволили выявить следующие изменения в городской популяции кошек за последние 30 лет. Наиболее заметны расхождения в частотах аллелей мраморной (tb) и разбавленной (d) окраски шерсти. Частота этих аллелей увеличилась почти в два раза, что объясняется большей привлекательностью кошек такого окраса. В настоящее время во Владивостоке стало меньше бродячих кошек и чаще встречаются домашние питомцы с ошейниками, которых хозяева выпускают на улицу даже в условиях многоэтажной застройки. Практически на одном уровне по сравнению с данными 1981 г. остались частоты аллелей черной (а), рыжей (О), пегой (S) и сплошной белой (W) окраски шерсти.
Литература 1. Бородин П.М. Кошки и гены. Изд. 3-е. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011– 136 с. 2. Лысенко А.Н., Зятьков С.А., Гончаренко Г.Г. Кошки Felis catus как объект для преподавания генетических дисциплин в курсе общей биологии // Современное образование: преемственность и непрерывность образовательной системы «Школа – университет». Материалы VIII международной научно-методической конференции. Гомель, 12-13 мая 2011 г. Часть 2. – Гомель, УО «ГГУ им. Ф. Скорины», 2011. – С. 57–58. 3. О'Брайен С., Робинсон Р., Графодатский А.С. и др. Генетика кошки. – Новосибирск: ВО «Наука», Сибирская издательская фирма, 1993. – 213 с. 4. Гончаренко Г.Г., Зятьков С.А. Генетика. Анализ наследственных закономерностей на генах меха кошек: практическое пособие для студ. биологических спец. вузов – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2007. – 108 с. 5. Бородин П. М. Кошки, гены и география // Химия и жизнь. – 1979. – № 4. – С. 40–46. 6. Бородин П. М. Этюды о мутантах. – Москва: «Знание», 1983. – 112 с. 7. Бородин П. М. «Кошки и гены: 10 лет спустя» // Химия и жизнь. – 1989. – №4. – С. 40–45. 8. Мэй Дж. Всё о породах кошек. – Санкт-Петербург: СЗКЭО «Кристалл», 2010. – 176 с. 9. Манченко Г.П. Новые данные о частотах мутантных генов окраски у домашних кошек СССР // Генетика – 1981. – Т. 17. – № 12. – С. 2195–2292.