* Интернет консультация по биологии в формате ЕГЭ 2013год 5klass.net
* По итогам 2012 года биологию сдавали 734 выпускника. Неудовлетворительно получили 49 человек. Максимальный балл составил 96 Средний по Карелии 53, что на 17 баллов выше Российского.
* Документы, регламентирующие разработку КИМ ЕГЭ кодификатор – перечень проверяемых знаний и умений; спецификация– описание экзаменационной работы 2013 года; демонстрационная версия – эталон экзаменационной работы; инструкции для учащихся; эталоны ответов на задания типа А, В и С; критерии оценивания заданий и рекомендации по проверке заданий со свободным развернутым ответом (тип С). Сайт WWW.fipi.ru
* Распределение заданий по разделам Раздел 2004 2012/13 Общая биология 61,8% 70% Человек и его здоровье 16,4% 15 % Растения. Животные. Бактерии. Грибы. Лишайники 21,8% 15 %
* Распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам деятельности Экзаменационная работа включает 7 содержательных блоков: Первый блок «Биология как наука. Методы научного познания» Второй «Клетка как биологическая система» Третий «Организм как биологическая система» Четвертый «Система и многообразие органического мира» Пятый «Организм человека и его здоровье» Шестой «Эволюция живой природы» Седьмой «Экосистемы и присущие им закономерности».
* В экзаменационной работе, кроме того, предусматривается проверка различных видов умений и способов действий: объяснять биологические процессы и явления; устанавливать взаимосвязи; решать биологические задачи; распознавать, определять, сравнивать биологические объекты, процессы и явления; анализировать и оценивать биологическую информацию; делать выводы; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
* Спецификация Выделены отдельные линии заданий: С4 – эволюция и экология; С5 – задачи по цитологии; С6 – задачи по генетике. Увеличено число заданий с рисунками в частях 1 и 3.
* Требование стандарта: Знать, понимать признаки и особенности строения биологических систем. Основные положения биологических теорий, закономерностей. Объяснять сущность и особенности биологических теорий, законов, объектов, процессов и явлений. Анализировать и оценивать.
* Структура работы по биологии: Включает 50заданий: Часть А: 36 заданий (из них 26-базового уровня и 10 повышенного) Часть В: 8 заданий повышенного уровня Часть С: 6 заданий ( 1-повышенного уровня и 5- высокого).
* № Части работы Число заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу Тип заданий 1 Часть 1(А) 36 36 52% С выбором ответа 2 Часть 2(В) 8 16 23% С кратким ответом 3 Часть 3(С) 6 17 25% С развернутым ответом 4 ИТОГО 50 69 100%
* Минимальное количество баллов ЕГЭ по биологии, подтверждающее освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего(полного) общего образования, составляет 36 баллов (установлено Распоряжением Рособрнадзора № 3499-10 от 29.08.2012 года). На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа (180 минут).
* Задание части А Необходимо внимательно прочитать и выбрать один правильный ответ из предлагаемых вариантов. Пример: Основу клеточной мембраны составляют: Ответ: Углеводы и белки Белки и липиды Белки и нуклеиновые кислоты Липиды и нуклеиновые кислоты
* Задание части В В этом задании предлагается выбрать три верных ответа из шести предложенных, причем в заданиях В1-В4 предлагается определить последовательность биологических процессов, явлений, объектов.
* Пример: В2- какие особенности в строении пресмыкающихся(отличающие их от земноводных)сформировались в связи с жизнью на суше? Кожно-легочное дыхание Чешуйчатые покровы Ячеистые легкие Плотная оболочка яиц Трёхкамерное сердце Два круга кровообращения
* Пример: В3-По каким признакам можно узнать молекулу ДНК? Ответ: А) Состоит из одной полинуклеотидной нити Б) Имеет нуклеотиды А,У,Ц,Г. В) Имеет нуклеотиды А,Т,Ц,Г. Г) Состоит из двух полинуклеотидных нитей, закрученных в спираль. Д) Является хранителем наследственной информации. Е) Передает наследственную информацию из ядра к рибосоме.
* В задании В5-В6 необходимо установить соответствие между содержанием Пример: В6 –Установите соответствие между признаками изменчивости и ее видами. Ответ: Обусловлена появлением А) Мутационная новых сочетаний генов Б)Комбинативная 2) Обусловлена изменением генов и хромосом 3) У потомков появляются новые признаки 4) У потомков сочетаются родительские признаки
* Получившуюся последовательность букв необходимо вписать в поле ввода без пропусков и знаков. 1 2 3 4 Б А А Б
* В6. Установите соответствие между стадией развития мха кукушкин лен и ее плоидностью Стадии развития А) спора Б) зелёная нить (протонема) В) листостебельное растение мха Г) коробочка Д) гаметы Е) зигота Плоидность стадии 1) Гаплоидная стадия 2) Диплоидная стадия
* Получившуюся последовательность букв необходимо вписать в поле ввода без пропусков и знаков. А Б В Г Д Е 1 1 1 2 1 2
* В задании В7-В8 необходимо установить правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий. Пример: Расположите группы хордовых животных в порядке усложнения уровня их организации в процессе эволюции. Ответ: 1) земноводные 2) пресмыкающиеся 3) рыбы 4) млекопитающие 5) бесчерепные
* Получившуюся последовательность цифр необходимо вписать в поле ввода без пропусков и знаков. 5 3 1 2 4
* Пример В8. Установите правильную последовательность событий, происходящих в ходе жизненного цикла клетки амебы. А) профаза Б) телофаза В) интерфаза Г) метафаза Д) анафаза
* в а г д б
* Задание части С В этом задании необходимо Ваши теоретические знания применить в решении практических задач. В задании С1-С3 дается краткий ответ. Задание С1- имеет оценку 2 максимальных балла, задания С2-С6-имеет 3 максимальных балла. В задании С4-С6 дается полный развернутый ответ и оценивается 3 максимальными баллами.
* С1. Известно, что хвост самца японского петуха декоративной породы достигает 10 метров. Поясните, как эта порода была выведена человеком. Почему птицы с такой длиной хвоста не встречаются в природе?
* Ответ: 1) человек вывел породу в результате искусственного отбора, на основе наследственной изменчивости; 2) в природе птицы с длинными перьями в хвосте не имеют возможности выжить, так как длинный хвост мешает летать, уходить от преследований хищников.
* С1. На поверхности почвы иногда можно увидеть большое количество дождевых червей. Объясните, при каких метеорологических условиях это происходит и почему?
* Ответ: Массовое выползание дождевых червей на поверхность почвы наблюдается после сильного дождя, при этом ходы дождевых червей заполняются водой; Содержание кислорода уменьшается, дыхание червей в почве затрудняется и они мигрируют.
* Ответ включает все элементы, и не содержит биологических ошибок 2 Ответ включает 1 из элементов ответа, ИЛИ ответ включает 2 элемента, но содержит негрубые биологические ошибки 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 2
* Ответ ученика. Метеорологические условия-ливень. Большое количество червей из-за того, что недостаток кислорода. Дождевые черви любят влагу. В почве засушливость. Затопление органов дыхание.
* С2. Назовите структуры спинного мозга, обозначенные на рисунке цифрами 1 и 2, и опишите особенности их строения и функции.
* Ответ 1 – серое вещество, образовано телами нейронов; 2 – белое вещество, образовано длинными отростками нейронов; Серое вещество осуществляет рефлекторную функцию, белое вещество – проводниковую функцию.
* Ответ ученика: Серое вещество образовано короткими участками нервных клеток. Белое вещество образовано длинными отростками. Функция –проводниковая. Регуляция нервной системы.
* С3. Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, объясните их. 1. Различают изменчивость ненаследственную, наследственную и комбинативную. 2. Наследственную изменчивость ещё называют генотипической. 3. Ненаследственная изменчивость связана с изменением генотипа. 4. Пределы генотипической изменчивости называют нормой реакции, которая контролируется генотипом. 5. Ч. Дарвин назвал наследственную изменчивость неопределённой.
* Ответ: Ошибки допущены в предложениях: 1) 1 – комбинативная изменчивость – разновидность наследственной; 2) 3 – ненаследственная изменчивость связана с изменением фенотипа, а не генотипа; 3) 4 – норма реакции – это предел модификационной, ненаследственной (фенотипической) изменчивости
* С3 Укажите, какие конечные продукты обмена веществ образуются в организме человека и через какие органы они удаляются
* Ответ: Конечные продукты азотистого обмена веществ (мочевина и мочевая кислота), вода, минеральные соли удаляются через органы мочевыделения; Через потовые железы кожи удаляются вода, минеральные соли, частично продукты азотистого обмена; Пары воды и углекислого газа удаляются органами дыхания.
* Ответ ученика Легкие – они выделяют углекислый газ, ротовая полость выделяет слюну, головной мозг – серу и сопли.
* С4 Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии,животные, бактерии? Как используется кислород этими организмами?
* Ответ: 1) растения и цианобактерии (автотрофы) выделяют кислород при фотосинтезе в процессе фотолиза воды; 2) животные, растения, грибы, бактерии (аэробы) используют кислород в процессе дыхания; 3) кислород используется в клетках на окисление органических веществ, участвуя в образовании молекул воды.
* С4 Почему к биологическому прогрессу может привести не только ароморфоз, но и идиоадаптация и дегенерация? Приведите не менее трех доказательств.
* Ответ: Расширению ареала и образованию новых популяций организмов; Возникновению новых групп и увеличению их численности; Освоению новых сред и формированию приспособлений.
* С5 Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое количество нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.
* Ответ: ЭТАПЫ РЕШЕНИЯ 1) Достроить вторую цепь ДНК по принципу комплементарности 300 100 150 200 А – Т – Г - Ц Т - А - Ц - Г 300 100 150 200 2) Высчитать общее кол-во нуклеотидов в двух цепях А-400, Т-400, Г-350, Ц-350. Общее кол-во нуклеотидов в одной цепи ДНК 300+100+150+200=750. 3) Одна аминокислота кодируется триплетом 750/3=250
* 3) согласно принципу комплементаности во второй цепи ДНК; содержится нуклеотидов: А – 100, Т – 300, Г – 200, Ц - 150; 4) в двух цепях ДНК содержится нуклеотидов: А – 400, Т- 400, Ц – 350, Г – 350; информацию о структуре белка несет одна из двух цепей, количество нуклеотидов в одной цепи ДНК 300+100+150+200=750, одну аминокислоту кодирует триплет нуклеотидов, поэтому в белке должно содержаться 750:3=250 аминокислот.
* С5 Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в анафазе мейоза I и анафазе мейоза II. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом?
* Схема решения задачи включает: Перед началом мейоза число молекул ДНК – 56, так как они удваиваются, а число хромосом не изменяется- их 28; в анафазе мейоза I число молекул ДНК 56, число хромосом- 28, к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы; В анафазе мейоза II число молекул ДНК – 28, хромосом 28, к полюсам клетки расходятся сестринские хроматиды – хромосомы, так как после редукционного деления мейоза I число хромосом и ДНК уменьшилось в 2 раза.
* С5. Какой хромосомный набор характерен для клеток пыльцевого зерна и спермиев сосны? Объясните, из каких исходных клеток и в результате какого деления образуются эти клетки.
* Ответ: 1) клетки пыльцевого зерна сосны и спермии имеют набор хромосом – n (гаплоидный); 2) клетки пыльцевого зерна сосны развиваются из гаплоидных спор митозом; 3) спермии сосны развиваются из клеток пыльцевого зерна (генеративной клетки) митозом.
* С6 В семье, где родители имеют нормальное цветовое зрение, сын – дальтоник. Гены нормального цветового зрения (D) и дальтонизма (d) располагаются в Х хромосоме. Определите генотипы родителей, сына-дальтоника, пол и вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма. Составьте схему решения задачи.
* Ответ: Решение задачи 1) Генотипы родителей: мать – ХD Хd (гаметы ХD,Хd), отец – ХDY (гаметы ХD,Y); родители мать отец ХD Хd ХDY гаметы ХD,Хd ХD,Y F1 ХD Х,D ХD Х,d ХD Y, Хd Y, 2) Генотип сына:X dY; вероятность рождения детей – носителей гена дальтонизма – 25% (ХDХd) – все девочки
* С6 У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над черной, а рогатость (В)- над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготной состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с серым рогатым самцом, гомозиготным по второму признаку? Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?
* Ответ: Решение задачи генотипы родителей Р: самка –АaBb х самец AaBВ Гаметы AB, Ab, aB, ab АВ, аВ Потомство F1: серые рогатые – AaBB, AaBb, черные рогатые- aaВВ,ааВb Гомозиготные серые рогатые AАBB, ААВb отсутствуют в результате гибели эмбрионов. Проявляется закон независимого наследования признаков Менделя.
* Указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Баллы Ответ включает все элементы решения, не содержит биологических ошибок 3 Ответ включает 2 из элементов решения и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 элемента решения, но содержит негрубые биологические ошибки 2 Ответ включает 1 из элементов решения и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из элементов решения, но содержит негрубые биологические ошибки 1 Ответ неправильный 0 Максимальный балл 3
* Какие еще встречаются ошибки? -Бактерии делятся митозом. -В среднем ухе вестибулярный аппарат. - Полость среднего уха заполнена жидкостью - Ушная раковина защищает среднее ухо. - Редуценты паразитические животные. -Сухожилия выполняют двигательную функцию. - Переломы у детей редки, т.к. они малоподвижны. - Устьица расположены во влажных и плодовитых местах.
* Какие ещё встречаются ошибки Вирусам нужно питаться питательными веществами. Куколка- это своеобразная защита для проведения метаморфоза. Куколка – это зародыш гусеницы У спортсменов в кровь выбрасываются железы внешней и внутренней секреции. Железы вырабатывают щелочные кислоты.
* Рекомендуемая литература. -Б.М.Медников «Формы и уровни жизни» М., Просвещение. 1994г. -Ю.И. Полянский;-общая биология 10-11 класс. -А.О. Рувинский ;-общая биология 10-11 класс. -Справочник школьника 5-11 класс. А-С-Т-Пресс под ред. О.Л.Соболевой.
* Рекомендуемые материалы для подготовки к ЕГЭ Сборники экзаменационных заданий с грифом ФИПИ издательств: АСТ.Астрель, Интеллект-Центр, Вентана-Граф, ЭКСМО, Дрофа, Русское слово. Открытый сегмент федерального банка тестовых заданий www.fipi.ru. Демонстрационный вариант ЕГЭ 2007, 2008, 2009,2010,2011,2012г – журналы «Биология в школе», «Биология для школьников».