Cквозное использование обучающих материалов и тестового контроля на всех этапах учебного процесса
Анализ проблем, возникающих при переходе на новые технологии обучения, показал, что их реализация имеет немало сходного с внедрением любых нововведений. Важнейшим условием обеспечения инновационной деятельности является развитие информационного обеспечения учебного процесса
Особенностью патологической физиологии как учебного предмета в вузе является большой объем предлагаемого для изучения учебного материала, а также необходимость привлечения для понимания сущности явлений патологии знаний, полученных ранее и получаемых в процессе прохождения курса на смежных дисциплинах
В настоящее время в нашей стране (ГОСТ 2009) ставится вопрос о включение в учебный процесс новой дисциплины – клинической патофизиологии. Это требует осуществить коррекцию преподавания дисциплины с целью приближения предлагаемого материала к клинике.
На кафедре патофизиологии разработана инновационная технология обучения, суть которой заключается в формировании умения эффективно решать профессиональные задачи на основе патофизиологического анализа реальных клинических данных.
Кафедра патологической физиологии подготовила полный пакет методической литературы, таких, как учебники, учебные пособия по большинству тем дисциплины, руководства к проведению практических занятий, сборники ситуационных задач, сборники тестовых заданий.
Предоставление студентам для самоподготовки к занятиям разнообразных специальных методических материалов, изданных на кафедре:
1) учебников, курсов лекций по общей и частной патологической физиологии, учебных пособий по всем разделам курса За последние 5 лет изданы и утверждены УМО более 20 учебных пособий по всем разделам дисциплины, среди них: - «Патологическая физиология», выдержавшая 4 издания (2007, 2008, 2009), объемом 42 п.л.; - «Курс лекций по общей патофизиологии, 2005»; - «Курс лекций по частной патофизиологии, 2006»; - «Общая патология». – М., Изд-во АКАДЕМА, 2006 (объем 25 п.л.); - «Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии. Часть 1. Общая патофизиология» (4 издания); - «Руководство к практическим занятиям по патологической физиологии. Часть 2. Частная патофизиология» (4 издания) и многие др.
2) материалов для контроля уровня самоподготовки студентов к практическим занятиям (входной контроль), материалов для контроля знаний студентов в конце занятия и степени усвоения ими новых сведений (этапный контроль): а) руководства к практическим занятиям по общей и частной патофизиологии; б) 4 учебных пособиях : – «Тестовый контроль по общей патофизиологии», - «Тестовый контроль по частной патофизиологии» - «Тестовый контроль по курсу патологической физиологии. Общая патофизиология» - «Тестовый контроль по курсу патологической физиологии. Частная патофизиология» в) использование в конце каждого занятия и на итоговых занятиях тестового контроля степени усвоения учебного материала (бумажный и электронный варианты заданий) г) решение клинических ситуационных задач на каждом практическом занятии, изложенных в изданных сотрудниками кафедры многих учебных пособиях по отдельным разделам патофизиологии, а также в учебном пособии «Вопросы и ситуационные задачи по патологической физиологии»
3) материалов для конечного контроля знаний студентов на итоговых семинарских занятиях и на экзамене (итоговый контроль), а также особой сквозной методики их использования в учебном процессе.
Одной из форм инноваций в учебном процессе является создание рабочей «Тетради студента для лекции». В нее включены распечатки мультимедийных презентаций лекций по следующим 17 темам: «Вводная лекция. Нозология», «Общий адаптационный синдром», «Воспаление», «Местные расстройства кровообращения», «Шок», «Иммунопатология», «Патология почек», «Патология ротового и желудочного пищеварения», «Патология кишечного пищеварения», «Патология печени», «Патология эндокринной системы», «Патология системы крови», «Патофизиология опухолевого роста», «Патофизиология боли» и др.
Использование данной комплексной инновационной технологии в учебном процессе способствует лучшему усвоению студентами предмета, позволяет получить объективную информацию о работе студента на каждом занятии и оценить конечный уровень усвоения учебного материала, что необходимо для расчета индивидуального рейтинга студента и, что самое важное, подготовить студента для освоения материала на клинических кафедрах.