Гуманитарно технический колледж Доклад «Нетрадиционные формы урока» Преподаватель Имангазиева Ш.Т. Областной семинар 12 январь 2015 года в АТиСО колледжа
Нетрадиционные формы урока: ролевые игры; урок-спектакль; исполнение сказочного сюжета; смотр знаний; урок фантазирования; урок-игра; деловая игра; урок-зачет; урок взаимообучения; урок-путешествие; круглый стол или конференция; урок-состязание; пресс-конференция; урок взаимообучения; урок открытых мыслей; урок-восхождение; урок-соревнование; урок-диалог; урок-КВН; мозговая атака; урок-викторина; урок-брифинг;
. . , игра "Следствие ведут знатоки"; актуальное интервью; аукцион знаний; имитационно-ролевое моделирование; урок-диспут; моделирование мышления учащихся; урок-турнир; ролевая деловая игра; урок-эврика; урок-лекция; игра "Волшебный конверт"; межпредметный интегрированный урок; урок-конкурс; лекция вдвоем; урок творчества; пресс-конференция; математический хоккей; лекция-конференция; лекция-провокация; лекция-диалог.
Видеоурок Урок – экскурсия Урок – спектакль Урок-праздник Урок –интервью Урок-эссе Интегрированный урок Урок-мюзикл Урок – лекция Урок-игра Урок-проект Нестандартные формы урока
Видео-урок как нетрадиционная форма урока английского языка Видеоурок. Задачи урока: 1)развивающая: развитие психических процессов, связанных с речемыслительной деятельностью (внимания, памяти); 2)воспитательная: воспитание бережного отношения к здоровью; 3)познавательная: формирование знаний о живой иноязычной культуре.В качестве примера приводится вариант работы с видеофильмом "A Piece of Cake " из американского учебного видеокурса "Семейный альбом США"
1. Подготовительная работа. Учащимся сообщается название фильма и предлагается догадаться о его содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания фильма и предназначена для активного владения. Новая лексика вводится перед просмотром каждой части. Особое внимание уделяется фразеологизмам: It`s a piece of cake; No sweat; It`s a snap; It`s rough; It`s tough.В начале дается страноведческий комментарий (учитель сообщает о роли физических упражнений и диеты в жизни американцев
Today, millions of Americans are exercising for good health. One out of every ten Americans exercising every day to stay in good shape. Interest in exercising and eating health foods is popular all across the country. Every day in the United States, thousands of men, women, and children run through parks or city streets for good health. Today, fitness is part of the American way of life. More than ever before, a good diet and exercise programme are important in the U.S.
A Piece of cake 2. Восприятие видеофильма ( по частям). Перед просмотром каждой части школьникам предлагается вопрос, на который им предстоит ответить. Часть 1. Why do Marilyn and Richard make a bet? What?s the bet? Часть 2. Why does Richard sing and dance after the aerobics class? Часть 3. What did Richard understand?
3. Проверка понимания основного содержания. Сначала учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем перед просмотром. Затем можно использовать упражнения типа “Выбери правильный ответ”, “Расположи предложения в логической последовательности” и другие. 4. Развитие навыков и умений устной речи. Коммуникативную активность можно стимулировать с помощью различных заданий. 1. Describe Marilyn after the aerobics class. 2. Act out a dialogue between Richard and Marilyn about doing exercises. 3. Comment on Richard's behaviour after the class. 4. What idioms would you use to describe the advanced aerobics class which Richard and Marilyn attended together. 5. Prove that Richard and Marilyn were a loving and friendly couple.
Они могут быть проблемными, тематическими (проводятся, например, под названиями «Защита окружающей среды. Our Environment», «Дороги, которые мы выбираем»-выбор профессии) и читательскими («Литература страны изучаемого языка»). Конференции по иностранному языку проводятся по заданным ситуациям в форме ролевой игры (действующими лицами выступают учащиеся). Конференции требуют длительной подготовки и активного участия в них всех учащихся. При подготовке конференции распределяются и выполняются индивидуальные задания (составленные в соответствии с вопросами для обсуждения). Учащиеся собирают фото и видеоматериалы о писателях, создают альбомы о них, о профессиях, выпускают брошюры-путеводители для туристов по родному краю и готовят доклады. Урок- конференция
урок-пресс конференция Уроку-конференции близок по построению урок-пресс конференция. Он проводится в форме ролевой игры, например представляет собой беседы членов какой-либо делегации с представителями прессы, с корреспондентами различных СМИ. Варианты пресс-конференций могут быть различными, например проходить в виде встреч: с людьми разных профессий; с путешественниками ; с персонажами литературных произведений, кинофильмов, мультфильмов; с историческими персонажами; звездами шоу-бизнеса. В ходе подготовки к пресс-конференции учащиеся продумывают свои роли, составляют резюме участников конференции, тренируются в ответах на возможные вопросы, готовят костюмы и реквизит.
урок-конференция-диспут При проведении уроков-конференций-диспутов следует очень внимательно выбирать темы. Предметом диспута должна быть проблема, которая вызывает интерес учащихся, желание высказаться. Диспут может перейти в дискуссию по обсуждению наиболее актуальных для учащихся вопросов, выбор которых можно провести с помощью анкетирования. В классе можно создать группы учеников, объединенных по интересам или группы, имеющие одинаковую точку зрения на ту или иную проблему. В результате этого на занятиях будут высказываться различные точки зрения на одну и ту же проблему. Возможны, например, для обсуждения следующие проблемы: Почему надо иметь главное дело в жизни? Кем быть? Что значит быть современным?
Урок-экскурсия Структура проведения нетрадиционной формы урока виде урока-экскурсии: Учащимся сообщается тема экскурсии и предлагается догадаться о её содержании. Затем вводится новая лексика, которая необходима для понимания презентации, положенной в основу урока. Новая лексика вводится перед началом нетрадиционной формы урока. Также предлагаются вопросы, на которые предстоит ответить учащимся по окончании экскурсии. Просмотр презентации. Учащиеся отвечают на вопросы учителя по содержанию увиденного. Учитель предлагает тест с заданиями. Коммуникативную активность можно стимулировать с помощью различных заданий, использование фраз-клише. Во время нетрадиционной формы урока-экскурсии роль гида или экскурсовода может выполнять не только учитель, но и подготовленные учащиеся.
Урок – экскурсия. Задачи урока: 1) познавательная: развитие социокультурной компетенции через знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка; 2) развивающая: развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью; 3) воспитательная: воспитание толерантности к стране изучаемого Языка. Оснащение: карта Великобритании; карта Лондона; картинки с достопримечательностями Лондона; класс оформлен в виде экскурсионного автобуса; классная доска, куда проецируются поочередно изображения, играет роль лобового стекла автобуса. “Экскурсию” проводят наиболее подготовленные ученики класса. Для “экскурсии” выбираются наиболее известные места и достопримечательности Лондона. При рассказе о каждой достопримечательности но доску проецируются картинки, фотографии с ее изображением.
Урок – спектакль Эффективной и продуктивной формой обучения является урок-спектакль. Использование художественных произведений зарубежной литературы на уроках иностранного языка совершенствует произносительные навыки учащихся,обеспечивает создание коммуникативной, познавательной и эстетической мотивации. Подготовка спектакля – творческая работа, которая способствует выработке навыков языкового общения детей и раскрытию их индивидуальных творческих способностей.
Урок-праздник Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих в англоязычных странах и развивает у школьников способности к иноязычному общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.
Урок-интервью – это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Cвободное время”, “Планы на будущее”,“Биография” и т.д.
Один из партнеров продолжает оставаться самим собой, то есть казахстанским школьником, тогда как второй должен сыграть роль его зарубежного сверстника. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем страноведческой литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению иностранного языка, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.
Урок-эссе Современный подход к изучению английского языка предполагает не только получение какой-то суммы знаний по предмету, но и выработку собственной позиции, собственного отношения к прочитанному: соразмышления, сопереживания, сопряжения своего и авторского "я". На уроках английского языка ученики анализируют избранную проблему, отстаивают свою позицию. Учащиеся должны уметь критически оценивать прочитанные произведения, в письменном виде излагать мысли согласно поставленной проблеме, научиться отстаивать свою точку зрения и осознанно принимать собственное решение. Такая форма урока развивает психические функции учащихся, логические и аналитическое мышление и, что немаловажно, умение мыслить на иностранном языке.
Интегрированный урок Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения иностранного языка. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре страны изучаемого языка. Предметы гуманитарного цикла обращены к личности человека, его духовным и нравственным ценностям. Использование интеграции формирует художественные вкусы учащихся, умение правильно понимать и ценить произведения искусства. . Знания о выдающихся представителях культуры страны изучаемого языка, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения.
та. При подборе темы проекта учитель должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом. Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы при нетрадиционной форме урока над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях. В условиях нетрадиционной формы урока работа над проектом осуществляется в несколько этапов и обычно выходит за рамки учебной деятельности на уроках: выбор темы или проблемы проекта; формирование группы исполнителей; разработка плана работы над проектом, определение сроков; распределение заданий среди учащихся; выполнение заданий, обсуждение в группе результатов выполнения каждого задания; оформление совместного результата; отчет по проекту; оценка выполнения проекта
Урок-игра Нетрадиционные формы урока английского языка в виде игры могут проходить в виде следующих игр: деловая игра, время которой может занимать весь урок или несколько занятий, дидактическая игра, логическая игра, ролевые игры на уроке (инсценирование), игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок-соревнование, урок-конкурс, урок-путешествие, урок-КВН), игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке.
Урок в форме лекции с обратной связью На уроке-лекции прежде всего происходит лишь общее знакомство учащихся с содержанием темы в целом. В дальнейшем этот учебный материал снова будет объектом внимания школьников на уроках-семинарах или их разновидностях, где уже более глубоко будет прорабатываться учащимися в соответствии с их уровнем подготовленности, способностями и склонностями. Это первое обстоятельство урока-лекции, которое характерно для него в системе уроков. Второе заключается в том, что на протяжении всего урока весь класс активно работает, нет потери времени на так называемую проверку домашнего задания.
Урок-лекция с обратной связью имеет существенное отличие от традиционного урока-лекции. Меняется роль учителя и учащихся. Да, учитель остаётся ведущим, но он весь урок активизирует деятельность детей через вовлечение их в диалог по изучаемому материалу. Основывая своё объяснение на уже имеющихся знаниях, задаёт вопросы, акцентирует внимание на датах, географических названиях, именах и других важных фактах. Обязательный этап урока-лекции с обратной связью - это контроль полученных знаний через тестирование, опрос, комментарии основных вопросов лекции. В начале нетрадиционного урока необходимо сообщить учащимся о предстоящем контроле, чтобы активизировать их познавательную активность. Еще одна особенность уроков в форме лекции с обратной связью заключается в том, что на них отсутствует опрос учащихся как самостоятельная часть урока. Контроль на таких нетрадиционных уроках сливается с обучением, пронизывает насквозь каждый урок
Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Для учащихся нетрадиционные формы урока - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве значит новые обязанности и ответственностью. Для педагога нетрадиционная форма урока - это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду. Нетрадиционные формы урока - это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук.