МОУ "Ярабайкасинская СОШ"Моргаушского района ЧРЗа какое время можно получить рубашку?Работу выполнили:Скворцов Александр,Паргеев Сергей,Андреев Денисученики 3 классаРуководитель:Ядыкова Лидия Аркадьевна
Открыв однажды бабушкин сундук, я нашел там необычную рубашку и холст. Они были желтовато-белого цвета, а рубашка вышита яркими нитками. Мне стало интересно.
Проблема:Как появилась рубашка?
Актуальность Знают ли наши одноклассники, за какое время можно получить рубашку?
ЦельВыявить процесс изготовления рубашки нашими предками и узнать время получения рубашки. Задачи:Узнать, как вырастает в поле конопля и лен для рубашкиИзучить, как изготавливаются нитка для этого вида одежды, как ткется полотно и шьется тканая одеждаВыяснить, как и почему украшается одеждаНайти ответ на вопрос, сколько времени уходит на изготовление рубашки
Методика исследования:Изучили литературные источники и историю получения рубашки. Беседовали с жителями и со старожилами.Провели анкетирование.Узнали время получения рубашки.
Мы исследуем...Для лучшего представления о льне и конопле мы посмотрели:нашли значения слов «лен» и «конопля»
узнали значение слова одежды и изготовление ее из растительного материала
описывается поэтапное получения рубашки
нашли описание процесса обмолотки семян конопли и льна
нашли варианты покроя рубашки
нашли, когда и где одевают национальную чувашскую одежду в настоящее время. К.Иванов «Железная мялка» - о мялке; Интернет blog.kp.ru. - картины
За какое время вырастает рубашка? Для приготовления рубашки нужен материал. Откуда брали материал? Его ткали изо льна, конопли. Для пошивки нижнего платья употреблялись почти исключительно холст. Холст(пир) – наиболее древняя ткань для изготовления одежды у чувашей.
Мы пришли к такому выводу, что рубашка находится только в поле целых пять месяцев! Человек принимает участие в этом процессе примерно 60 дней! Это 2 месяца.
Как обрабатываются стебли конопли и льна? Мялка упоминается в поэзии чувашского поэта К.Иванова «Железная мялка».
Мы приходим к такому выводу, что с уборки растения и до прядения проходит немало времени. Это 20-30 дней!
Для прядения кудели использовали обычное веретено и прялка.Я попробовал прясть шерсть. Ох как трудно! Лен или коноплю прясть еще труднее!
Время получения рубашки...
Прабабушка говорит нам, что прясть начинали с осени и работали всю зиму. Работа начиналась с раннего утра, потом домашние хлопоты. И продолжалась до 23 ч.
Характеристика по весу предметов используемых в ткачестве.
Время, затрачиваемое на рубашку.
Мы приготовили сукно. А теперь надо кроить. Вот так кроили рубашку.
Старинные мужские рубашки шились широкими и длинными, до колен. Пришивалась подкладка. Прабабушка говорит, что подкладка защищала от пота, при необходимости могли менять ее. А это давало возможность использовать саму рубашку более длительное время.
Что же мы выяснили? Если за вечер можно спрясть 2 веретена, то на 10 веретен уходит 5 вечеров. Эти веретена нужно наматывать на мотовило за 1 - 1,5 ч и на сновальню, потом их натягивали на ткацкий станок. Из полученных мотушек ткали. На приготовление ниток для детской рубашки уходит примерно 24 ч, а кроме этого уходит время на отбеливание, наматывание на мотовило и ткание - 5 дней. Всего 6 дней. По нашим подсчетам, на приготовление материала для детской рубашки надо работать не разгибая спины 3 месяца и 6 дней.
Сотканный холст кипятили с золой, бучили в горячей печи, а затем расстилали на весеннем снегу и таким образом белили солнечным светом. Выбеленный холст еще раз прополаскивали, сушили, а затем скатывали в трубку и расколачивали, чтобы придать ему мягкость. После расколачивания холсты пускались на изготовление платья. К 3 месяцам и 6 дням надо прибавить время потраченное на эту работу. Это примерно 10 дней.
Из приготовленного материала вручную нужно шить рубашку 3 дня и вышить 2-3 дня, чтобы детей порадовать. Чистое время, потраченное человеком на изготовление рубашки примерно 3 месяца и 22 дня, не считая времени роста рубашки в поле и на окраску нитки для вышивки. Значит, только весной можно было надеть на ребенка новую рубашку. Поэтому прабабушка говорит, что новую рубашку всегда одевали на Пасху. Самым большим праздником в старину считалась Пасха.
Крашение нитокОкраска также требовала большой работы и знаний. Наиболее распространенным красителем были Кроме красителей растительного происхождения, применялись особые сорта глин, песку и т.п. Значит, наши предки проводили очень много времени для одевания семьи. Может и поэтому наша прабабушка и сейчас не сидит без работы.
Вышивка и значение вышивки Основными цветами чувашей были черный и красный. Говорили, что красный цвет защищает человека от дурных глаз. В цветовой гамме большую роль играл белый фон. Считалось, что Бог любит белый цвет. Вышивали на воротнике, на концах рукавов, подоле. Вышивка вокруг грудного разреза защищала девушек и кормящих матерей.
Сохранились ли старинные одежды до наших дней?Мы выяснили, что жители деревень хранят старинные одежды, костюмы и одевают их на свадьбах, на праздниках… Опрос жителей близлежащих деревень (из 100 человек) показал, Мастерицы наших деревень вышивают, вяжут… Наши мамы от своих матерей научились вышивать.
Заключение.Для изготовления одежды использовали самодельный холст. На это уходило целый год! Чистое время на изготовление рубашки уходит примерно 4 месяца. А мы ошиблись, думая, что ее можно получить за месяц. Теперь мы знаем, какой вклад нужен, чтобы получить простую рубашку. Весь комплект чувашской одежды является весьма важным и ценным материалом для изучения жизни народа. На протяжении многих лет одежда не только сохраняет много старого, но и продолжает удерживать свою национальную традицию… Особенно сохраняются среди сельского населения.
Использованная литература:Григорьева Р.А., Гузенкова Т.С., Иванова В.П. и др. Чуваши: современные этнокультурные процессы:. – М.: Наука, 1988. – 110 с.Бытовая культура чувашей: Сб. статей. – Чебоксары, 1985. – 28 С.Воробьев Н.И.. Львова А.Н., Романов Н.Р., Симонова А.Р. Чуваши. Этнографическое исследование. – Чебоксары, 1956. – С 132 – 133, 143.Енькка Е. (Е.В.Александрова) Родной край. 6 – 7 классы. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 2008. – С. 96 – 99Иванов В.П., Матвеев Г.Б., Егоров Н.И. Культура Чувашского края. – Чебоксары. Чувашское книжное издательство, 1995. – 81 С.К.Иванова «Железная мялка». Перевод П.Хузангая:С.И.Ожегов и Н.Ю.Шведов «Толковый словарь русского языка»: - М.,1998. -290, 325М.Ухсай «Буйные ветры» (Кăра çилсем)