Внутренний мир человека и система представлений о себе Трофимова Юлия Васильевна, учитель технологии МОУ СОШ №3 г. Николаевска-на-Амуре
«Познай самого себя» Надпись на Дельфийском храме в Греции.
Цель: Формирование представлений «Я-концепции», ее основных структурных компонентов, а также умение осуществлять самооценку развития личностных качеств.
Процесс самооткрытия, самопостижения и самопознания пронизывает всю сознательную жизнь человека. На всем ее протяжении перед каждым человеком, ищущим смысл жизни, постоянно встают вопросы: Кто я? Каков я? Знаю ли я себя? Что скрывается за собственным «Я»?
В ответах на вопрос типа «Кто я?» мы сравниваем себя с другими людьми (родителями, друзьями, знакомыми), героями литературных произведений. Это сопоставление позволяет увидеть все многообразие характеров, взглядов, проявлений чувств, интересов и других особенностей людей, выделить то особенное, что отличает одного человека от другого.
По каким признакам можно находить общее и отличное в людях? При встрече с каким-либо человеком, при воспоминании или размышлении о нем вы, как правило, оцениваете внешний вид: возраст, пол, физический облик, состояние здоровья. При более близком знакомстве появляется возможность узнать его биографические характеристики: в какой семье родился и рос, в какой школе учился, с кем дружит, какие книги читает. Длительное общение и личные контакты позволяют увидеть особенности его характера, темперамента, чувств, уровень интеллекта и способностей. Параллельно с этим происходит процесс самопознания, узнавания, выделения собственного «Я» путем сравнения увиденных в другом человеке качеств со своими. Таким образом, познавая других людей, вы познаете самих себя.
Что такое собственное «Я»? Образ «Я» (или «Я-концепция») – сложное психическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. «Я-концепция» создает специфическую направленность личности. Это целостный образ сугубо личного собственного «Я», включающий три составляющих его компонента:
Три составляющих компонента собственного «Я»: Познавательный (кто я?) Эмоциональный (какой я?) Поведенческий (что и как я делаю и почему так поступаю?) назад
Становление устойчивого образа «Я»
Образы собственного «Я»: Реальное «Я» - как вижу себя в данный момент. Динамическое «Я» - каким я стараюсь быть. Идеальное «Я» - каким я должен стать. Фантастическое «Я» - каким я хотел бы быть, если бы все было возможно. Другие «Я».
Недостатки знаний о себе, обедненность «Я-концепции» затрудняют профессиональный выбор, делают его недостаточно обоснованным, случайным в силу того, что затормаживают процесс соотнесения себя с миром и будущей профессиональной деятельностью. Особую роль здесь имеет самооценка.
Формирование образа собственного «Я» Самооценка
Самооценка – это оценка личностью себя, своих возможностей , качеств и места среди людей. У каждого человека существует два способа самооценки: Завышенная самооценка. Заниженная самооценка.
Завышенная самооценка (если уровень притязаний выше достигнутого результата) При завышенной самооценке человек никогда не признает, что он чего-то не знает или не умеет, во всех своих неудачах винит окружающих. Приводит к разочарованиям, конфликтам в коллективе.
Заниженная самооценка (если уровень притязаний ниже достигнутого результата) Человек становится преувеличенно осторожным, у него исчезает стремление к достижению какого-либо успеха. Заниженная самооценка мешает человеку раскрыть свои возможности.
Практическая работа Методика самооценки личности
Слова, обозначающие отдельные качества личности: Аккуратность Доброта Грубость Жадность Жизнерадостность Завистливость Застенчивость Злопамятность Искренность Капризность Легковерие Мечтательность Несдержанность Обидчивость
Инструкция: Составьте ряд «Идеал» из 20 качеств личности, которые ранжируйте (распределите) по следующему принципу: от наиболее незначимых для вас качеств до самых ценных. Из этих 20 качеств ряда «Идеал» составьте ряд «Я». Вначале поставьте качества, наименее характерные для вас, а затем наиболее характерные.
Литература А.Н. Бобровская, ТЕХНОЛОГИЯ. 9 класс., материалы к урокам. Волгоград: «Учитель»,2007