Урок практикум по столярному делу Урок практикум по столярному делу в 8 классе. Учитель I категории Романова Татьяна Евгеньевна г.Вихоревка 2014 год
Тема: Установка ножа строгального инструмента. Практическая работа « Изготовление левой части колодки шерхебеля». Цель: Продолжить знакомство учащихся с ручным столярным инструментом по строганию древесины шерхебелем, его настройкой и изготовлением колодки. Задачи: Дидактическая: Ознакомить с настройкой и изготовлением колодки шерхебеля, применять полученные знания и умения в практической деятельности. Коррекционно-развивающая :развивать наглядно - образное мышление, познавательный интерес, развивать мелкую моторику рук при изготовлении изделия. Воспитательная: продолжить формирование трудолюбия в ходе выполнения практической работы, взаимоконтроля.
Проверка домашнего задания Загадки про рубанок. У конька у горбунка деревянные бока. У него из-под копыт стружка белая бежит. Деревянная речка, деревянный катерок, а над катером вьется деревянный дымок. По доске шершавой вдруг он пройдется как утюг. И тогда наверняка гладкой станет та доска. По деревянной речке плывет кораблик новый, свивается в колечки дымок его сосновый.
Повторение пройденного материала 1 .Назовите , из какой древесины делаются колодки ручного строгального инструмента? 2 .Из скольких основных частей состоят строгальные инструменты и как они называются? 3.Для чего предназначен шерхебель? 4.Почему лезвие ножа у шерхебеля закруглённое и узкое, а у рубанков с одиночным и двойным ножом – прямое и широкое?
Изучение нового материала
Словарные слова Шерхебель Струг Подошва Нож Колодка Составить с этими словами предложения.
Практическая работа Обычно колодку струга изготавливают из цельной заготовки твёрдой древесины( берёзы, дуба, бука и т.п. ) Из цельной заготовки изготовить колодку вручную под силу опытному столяру, а я предлагаю способ, который значительно упрощает задачу. Вот так выглядит рубанок в собранном виде. Нетрудно заметить, что колодка состоит из двух склеенных половинок, чертежи которых, представлены ниже. Эта работа вполне по силам учащимся старших классов.
Чертёж левой части колодки
Подбор заготовки по размерам Выбрать брусок 50Х50х220 Инструменты:линейка,какрандаш,угольник.
Разметка и строгание Выстрогать брусок 40Х40 мм. Инструменты: рейсмус, рубанок
Разметка Отмерить по длине и прочертить под углом 90 градусов. Инструменты: угольник, карандаш
Пиление Отпилить заготовку по заданным размерам. Инструменты:упор, ножовка
Опиливание торцов Закрепить заготовку и опилить торцы. Инструменты: напильник
Разметка Разделить брусок 40Х40 на две половины, 20Х40 Инструменты: линейка, карандаш
Продольное пиление Закрепить заготовку и отпилить. Инструменты: упор, ножовка для продольного пиления
Разметка Произвести разметку гнезда на левой заготовке: на верхней ; боковой ; нижней поверхностях Инструменты: угольник, карандаш, упор.
Долбление лишней древесины стамеской.
Теперь ребята, порядок работы выполняем строго по технологической карте, которую мы составили. Соблюдайте правила безопасности при работе с ножовкой, рубанком, стамеской и напильником. Теперь ребята, порядок работы выполняем строго по технологической карте, которую мы составили. Соблюдайте правила безопасности при работе с ножовкой, рубанком, стамеской и напильником. Повторим:
Инструктаж по технике безопасности при работе с ножовкой. Пользуйся только исправным инструментом. При распиливании древесины ножовкой пользуйся упором. Не ставь руки близко в зону резания ножовки.
Инструктаж по технике безопасности при работе со стамеской. Работай только с исправным инструментом. При резании стамеской нельзя поддерживать обрабатываемую деталь или предмет рукой в направляемое движение лезвия стамески .
Инструктаж по технике безопасности при работе с рубанком. Работай только с исправным инструментом. Правильно держи рубанок и правильно стой у верстака при обработке заготовки. Стружку убирай только специальным приспособлением.
Инструктаж по технике безопасности при работе с напильником. Работай только с исправным инструментом. Правильно держи напильник чтобы не поранить руки. Очищать напильник от стружки, только специальной четкой сметкой.
Физкультминутка
Подведение итогов работы . 1)Понравилась вам эта работа? 2)Что вам тяжело было делать, а что легко? 3)Как вы считаете, ваша работа была успешной на уроке? 4)Достигли вы целей поставленных в начале урока?
Домашнее задание Выполнить чертёж правой части колодки шерхебеля.