Техника русской иконописи Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она рассказывает догматическое, нравственное и литературное учение церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы Монахиня ИулианияВыполнила: Володина Эльвира, учащаяся 10 класса Ломовской средней школыРуководитель: Васильева Ольга Николаевна, преподаватель МХК2009 год
Проблемный вопрос Как воплощается Слово в иконописном искусстве?
Основные задачи Выяснить, что такое иконаУзнать, какие требования предъявлялись иконописцу Изучить этапы иконописания Познакомиться со способами украшения икон.
Что такое икона Слово «икона» в переводе с греческого означает «образ», «портрет».Богоматерь Толгская, тронная. 1327 год. Ярославская иконопись
Первая икона Спас Нерукотворный. Начало 13 века. Ярославская иконопись.
Каким должен быть иконописец быть «подобает живописцам… смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу… хранить чистоту душевную и телесную… часто приходить к отцам духовным …и исповедываться со смирением». по преданию, первым иконописцем был евангелист ЛукаЕвангелист Лука пишет икону Богоматери. 1680 год. Семён Холмогорец. Ярославская иконопись
Иконописная школа в Сергиев-ПосадеВ Успенском соборе Московского КремляКурсовая работа Натальи Горпиненко «Святая мученица Татиана»
Этапы иконописания Подготовка основы Грунтование доски Золочение Прорисовка Нанесение красочного слояОлифление
Подготовка основы Тыльная (обратная) сторона иконы
Подготовка основы Иконы писали на доскахДоска для иконы готовится из липы, лиственницы, сосны или ольхиНа лицевой стороне доски вытесывается плоское углубление Углубленная часть доски называется ковчегом.
Грунтование доски По лицевой поверхности доски наносится клейнаклеивается паволока (белое льняное полотно)из мела или алебастра и рыбьего клея изготавливается грунт (левкас) и наносится на подготовленную доску.
Прорисовка Сначала выполнялась первая прорисовка изображений, потом вторая, более подробнаяИкона. Святая Лидия. Прорисовка изображения
Прорисовка Некоторые иконописцы пользовались «переводами» или «прорисями» с образцовИкона. Господь Вседержитель. Перевод рисунка способом « на отлип»
Прориси святых Святая княгиняСвятая равноапостольная княгиня Ольга Апостол
Золочение Некоторые части иконы: фон, нимбы, облачения, поручи и другие детали – золотили червонным золотом это необходимо выполнить до нанесения красочного слоявместо золота пользовались также алюминием или фольгой Копия с иконы А. Рублёва «Богоматерь Владимирская». 21 век
Нанесение красочного слоя Иконы издревле писались темперойТемпера – краска, состоящая из пигмента (цветные глины и минералы), замешанного на желтке или белкеНачать лучше с доличного письма, то есть с пейзажа, строений, одежд Затем расписываются лики и открытые части тела изображаемого
Пробелы После росписи наносятся пробелы - высветления по выпуклым местамПробелы на горках и палаткахПлащ Архангела Гавриила
ОХРЕНИЕ И АССИСТ Основной цвет телесных частей – санкирь Высветление санкиря называется охрениемАссистом (лепным золотом) украшаются одежды Спасителя и Богородицы, крылья Ангелов.Дипломная работа Натальи Горпиненко «Пророк Илия в житии» ( для Троице-Сергиева Варницкого монастыря)
Олифление Готовую икону, выполненную яичной темперой, покрывают пленкой соответствующим образом обработанного масла - олифой Копия с иконы Смоленской Божьей Матери Одигитрии
Оклад иконы Богоматерь Одигитрия. Оклад. Москва. 16 век.Благовещение Пресвятой Богородицы. 18 век. Благовещенская церковь
Мои выводы 1. Слово «икона в переводе с греческого означает «образ», «портрет». Согласно учению Церкви, икона есть зримое выражение Боговоплощения. 2. Создание иконы - это священнодействие, от иконописца требуется не только владение профессиональным мастерством, но и предельная концентрация всех духовных и нравственных сил. 3.Работа над иконой выполнялась в строго определённой последовательности. Мастер-иконописец создавал не новый образ, а идеально воспроизводил каноничный, что позволяло ему глубоко проникнуть в суть «духовного предмета» и воссоздать его изысканными изобразительными средствами.4. К иконам стали прикреплять накладные украшения – оклады, чтобы подчеркнуть сияние святых образов.
Планы на будущее Икона - это неисчерпаемый источник нашей культуры, и я бы хотела продолжить исследования в области иконописного искусства: познакомиться с принципами канона изображения, символикой иконы, основными иконографическими типами, больше узнать о жизни и творчестве русских иконописцев.
БИБЛИОГРАФИЯ Алпатов М.В. Древнерусская иконопись. - М. Просвещение. 1978. Монахиня Иулиания (М.Н. Соколова). Труд иконописца. - Свято-Троицкая Сергеева лавра. 1998. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе: Умозрение в красках. Два мира в древнерусской иконописи. Россия в ее иконе. - М. ИнфоАрт. 1991. Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2007. – 448 с.История искусства для детей. Икона. – М.: Издательский дом «Росмэн», 2002 6. Масленицын С. И. Ярославская иконопись. – М.: «Искусство», 1983